Живой колос

***

О простота сердца! О вера, нелукаво мудрствующая! Сколь ты драгоценна и приятна пред Богом и спасительна человеку! Вот пришел в мир Бог во плоти спасти человеческий род, и Ему нужно было избрать помощников Себе из человеков. Кто достоин был быть помощником Богу-Слову? Простые неученые люди!

***

Кто достоин был из людей, чтобы им вверена была величайшая и премудрая тайна воплощения Сына Божия и Его чудного строительства спасения человеческого рода? Сердцеведец Господь и праведный Судия рода человеческого нашел достойными принять, проповедать и осуществить эту тайну двенадцать простых рыбарей, а потом присоединил к ним еще семьдесят, тоже из простого звания по преимуществу.

***

Христианские праздники дают познание о догматах, или главных спасительных истинах христианской веры: о Боге едином по существу, о троичности Лиц, об искуплении человеческого рода Единым от Троицы, крестом и избавлением от греха, проклятия и смерти, о силе креста, о почитании его, о догмате воскресения рода человеческого, о Страшном Суде, или вечном мучении неверующих и нераскаянных, о почитании святых и подражании им, о силе покаяния и бесконечном милосердии Божьем, милующем грешников, о силе и спасительности милосердия и милостыни.

***

Если бы не было этих христианских праздников, тогда христиане забыли бы, что они именно христиане, званые к небесному отечеству, и не знали бы, зачем они живут, зачем они приписались к христианскому обществу или к Церкви Божией, какая цель их жизни, для чего нужно веровать во Христа, в Святую Троицу, для чего нужно молиться Богу, Богоматери и призывать святых. Праздники же церковные все это нам разъясняют и поставляют нас в известность касательно промышления Божия о нас грешных, учат нас любить и благодарить Бога и всегда иметь в виду будущую жизнь, конца не имущую, и готовиться к ней.

***

Интересуетесь ли вы, братья и сестры, всеискупительным делом Христовым, Его домостроительством человеческого спасения, интересуетесь ли Церковью, таинствами, делом молитвы и покаянием? Правду сказать, все мы интересуемся часто сущими пустяками, только не интересуемся этими бесконечно важными для нас вещами! Где разум? Где цель жизни? Есть много у всякого своих целей - различные наслаждения, а единого на потребу нет. А где душа? Душа зарыта во глубине страстей и уже, как мертвая, вместе с сожженною совестью молчит и ничем себя не проявляет добрым, потому что и почвы к тому нет, и повода тоже. Ну где же пьянице, разгульному вспомнить о голодном или холодном ближнем, разве только придет в голову мысль, если денег нет на вино: надо обокрасть или убить ближнего и снова напиться до смерти.

***

Как люди поступили с Самою воплощенною Благостью и Истиною небесною, с Самим Началом и Первоживотом, Господом Иисусом Христом? Они всячески искушали его, лукавили пред Ним, завидовали Ему, подыскивались под Него, чтобы уловить Его в словах и предать суду римскому, и, наконец, после всяких издевательств и мучений, умертвили Его на кресте. Что сделали люди с верою истинною, которую Христос принес с неба, со всем учением Его, с таинствами богоучрежденными? Они исказили их до неузнаваемости, а некоторые отвергли их, а на место Его учения поставили свое измышление, как книжники и фарисеи, а в наше время Лев Толстой.

***

Логика христианская, кажется, нетрудна и легко может быть понимаема и изучаема и достаточно жизненна для того, чтобы полюбить, изучить и усвоить ее всем сердцем, а между тем ее-то, эту христианскую логику, и забыли почти все - и простые, и ученые (мнимоученые) и нимало в нее не вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утомительные науки, искусства, художества, мастерства. Оправдана небесная логика и премудрость чадами ее вроде Серафима Саровского, Феодосия Черниговского и прочих святых. Кто из мирян нынче ищет эту драгоценную жемчужину (душа по образу и подобию Божию), это сокровище неоцененное, но мало ценимое?