Живой колос

Бог, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего(Рим. 8, 32)? И как мы не пожертвуем для Него, для общения с Ним всякими привязанностями житейскими, всякими пристрастиями, любовью к родным и друзьям, к богатству, к почестям, к пище и одежде, к играм и забавам? Кому и чему позавидуем, имея в себе самих Господа, Источника жизни и всех благ?

***

Кто всех любезнее для нас должен быть? Не Господь ли. Творец и Промыслитель наш всеблагой? Какая в нем бездна жизни, святости и света! А рассмотри внимательно все дела Его по возможности - какую в них Господь проявил и непрестанно проявляет благость, премудрость и чудный Свой промысл о всех! Какая чудная книга-эта видимая природа, вещающая непрестанно внимательному и мыслящему и верующему совершенства Творца, бесконечный разум Его! Но что всего удивительнее - Господь, как величайшее доказательство Своей благости, создал человека по образу и подобию Своему, с разумною, свободною способностью к взаимной любви людей и любви к своему Творцу и Промыслителю, к оценке дел Его, к благодарности и преданности Ему до конца жизни, предназначенной к бессмертию. Вот в ней-то, в душе человеческой, ищи особенно просветления Божией благости, премудрости, величия Божественного, ибо что дороже и выше в человеке, как быть образом, и подобием Божиим и проявлять в себе Его совершенство? Вот почему Господь один достоин преимущественной и всецелой нашей любви и самоотвержения. Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной (Мк. 8, 34). А что мы находим в тварях, в своих страстях и похотях плоти и крови, в пристрастиях к миру? Находим постоянный обман, прелесть, тлен, скорбь, мрак и тесноту, разочарование и скуку, пустоту и, в конце концов, вечную муку, если не опомнимся, не покаемся и не обратимся к Богу, Источнику нашей жизни и всякого блага. Там непрестанно находим обман и вред в излишних удовольствиях чрева, в яствах, напитках, в играх, зрелищах, разгулах, в чтении одних светских книг легкого содержания. Как многие после кончины безутешно будут стенать, плакать о том, что напрасно погубили время, данное для столь великой цели, т.е. для спасения души, для присвоения Богу, для покаяния, отчуждения от всякого греха, для всяких добрых дел! Доколе имеем время, очнемся от своего греховного и пагубного усыпления, от своей греховной мечтательности. Се Жених грядет в полуночи, и блажен раб, его же обрящет бдяща...

***

Главная заповедь Закона Божия есть любовь, ее надо исполнять неотложно; но диавол, зная это, противопоставил и противопоставляет свою нечистую плотскую любовь, которой от начала научил и доселе учит людей, любовь мира сего - любовь прелюбодейную, любовь почестей мира сего: Тебе дам всю славу, если падши поклонишься мне, говорил диавол Господу (Мф. 4, 9).Сколько разновидных грехов и страстей гнездится в глубине души твоей, когда Господь открывает сердечные очи твои зреть их. Господи, от тайных моих очисти меня, и от умышленных удержи раба Твоего (Пс. 18, 13). Лисицы (бесы) имеют норы и птицы небесные (бесы) гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Зато какая награда уготована чистым сердцем! Как Господь прославляет их еще в жизни настоящей! А что в будущей приготовил им!

***

Сердце твое должно быть все объято и поглощено любовью Божией и не должно иметь в себе места для плотской нечистоты, слепой, бессмысленной, пагубной для души и тела. Между тем враг наветует и влечет на плотские беззакония, разжигает, палит помыслами и воображением скверного греха, но ты противостой всеми силами и не давай себе увлекаться ими, да не осквернишься и Бога прогневаешь.

***

Не предпочитаешь ли ты тварь Творцу и не любишь ли более тварь, чем Творца? Необходимо, чтобы всякий человек пришел в истинный разум и научился искренне почитать и любить вечного личного, любящего Творца твари и ради Его любви презирать любовь земную, пристрастную.

***

Не возлюби даров больше Благодетеля, не возлюби пищи тленной более пищи нетленной - пречистого Тела и Крови Христовых, ибо иной лакомства свои любит более этой небесной, нетленной, животворной пищи.

***

Должно гнушаться всяким грехом и не иметь к нему сердечного влечения и расположения (любви), например к пище, питью и разным неподобным вещам. Вместо того надо постоянно иметь благоговейные и благодарные помыслы о Боге, о Его непрестанных благодеяниях, о Его сладчайших обетованиях в нынешнем и будущем веке, о несравненности будущих небесных благ в сравнении с здешними, преходящими, тленными, грубыми, должно всегда каяться о всех уклонениях от Закона Божия и нерадении об исполнении его.

***