Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Благотворительность отца Илариона бедным церквам и людям.- Его молитвенная помощь.- Семейство М.В.К.- Екатерина Леоновна Шишкова.- Пелагея Макаровна Полозова.- Иван Феодорович Летошнев.- Муж родной сестры монахини Поликсении Уваровой.- Разрешение неплодства лютеранки госпожи По-се по молитвам отца Илариона.

Благотворения же и общения

не забывайте: таковыми бо

жертвами благоугождается Бог.

Евр. 13, 16

Святая любовь угодника Божия Илариона не ограничивалась одними только окружавшими его боголюбивыми насельницами. Она заставляла его благотворить и всем обращавшимся к нему со своими нуждами за помощью.

Сам старец, в сущности, был бедняком, ничего не имущим. Но его высокая духовная жизнь привлекала к нему множество почитателей - людей со средствами, которые считали за великое счастье, если их любимый батюшка примет жертву от их усердия. Он же, будучи бескорыстен до самоотвержения, одной рукой принимал, а другой щедро рассыпал приносимые ему благотворения на благолепное украшение храмов и на вспомоществование нищим. Вот несколько примеров благотворительности старца Илариона.

Во время пребывания своего в Троекурове он все необходимое для церковного богослужения: муку для просфор, вино, деревянное масло, свечи и ладан - покупал на свой счет, а на это ежегодно расходовалось по 500 рублей.

При постройке церкви в селе Губине Лебедянского уезда на его счет устроены решетки и пол. Кроме того, им куплены крест и Евангелие и переменен большой колокол. О побуждении к перемене колокола келейный отца Илариона рассказывал так: «В один праздничный день, разливая чай, я услыхал дребезжащий звук разбитого губинского колокола и говорю старцу: "Батюшка! Как жалостно умоляет колокол-то: подайте, православные, на колокол Казанской Божией Матери".- "А что, Спиридон,- вдруг сказал отец Иларион,- я думаю, это Архангел Михаил внушил тебе столь добрую мысль, которую непременно нужно исполнить. Ты что от себя пожертвуешь на колокол?" - "25 рублей серебром",- отвечал я. "Вот и хорошо, а я добавлю,- сказал старец.- Ступай же в Лебедянь на ярмарку, перемени колокол и вели купцу заехать ко мне за деньгами"». Так щедр был, при самых даже несерьезных намеках на добрые дела, любитель благолепия церковного отец Иларион, смиренно пользовавшийся благими советами и низших себя.

В селе Сезенове Лебедянского же уезда (где ныне Сезеновский девичий монастырь) на счет отца Илариона покрыта железом деревянная церковь и в ней переделан иконостас.

В Троицкий Лебедянский монастырь отец Иларион пожертвовал на святую икону серебряную ризу в 3000 рублей.

В городе Данков Рязанской губернии на исправление ограды, на распространение храма Успения Божией Матери и на бут[

1] под церковь отец Иларион с келейником своим Дынниковым разновременно посылал сотнями.

Кроме того, многократно весьма значительные суммы отсылались отцом Иларионом в разные места без назначения - прямо в распоряжение храмостроителей.

Но эти открытые пожертвования, совершавшиеся старцем непосредственно, были явны для людей, а сколько было таких, которые совершались благодаря его совету другими? Довольно было одного слова отца Илариона, и почитатели его - богачи не щадили тысяч на украшение святыни. Кроме многих других, один помещик, Павел Николаевич Хрущов, пожертвовал на какое-то доброе дело 5000 рублей. Недалеко живший от Сезенова помещик П.Е. Звягин, весьма богатый и расположенный к старцу, чувствуя близкую кончину свою, предлагал ему в полное распоряжение на богоугодные дела по его усмотрению 100 000 рублей. Но старец, ссылаясь на слабость своего здоровья, отказался от этого поручения и посоветовал передать это пожертвование Сезеновскому затворнику Иоанну на устроение храма.