Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Даде им (Апостолам) власть

на дусех нечистых, яко да изгонят их,

и целити всяк недуг и всяку болезнь.

Мф. 10, 1

Благодать, данная от Господа святым Апостолам,- изгонять бесов и исцелять различные недуги человеческие всегда подавалась и подается верным рабам Христовым, как дар, как награда за их верность Царю Небесному. Верность же эта в угодниках Божиих выражается в непрестанном, смиренном молитвенном общении с Господом, посредством которого каждый из них берет из сокровищницы благодати столько, сколько может, по мере веры, ради совершаемых им в смирении духа, во славу Божию, подвигов любви и самоотвержения. А так как описываемый угодник Божий Иларион имел живую веру в Бога и вся жизнь его была непрестанным и неустанным служением страждущему человечеству, то и сокровищница благодатных даров Божиих была для него открыта. Его молитвенное ходатайство пред Господом можно было видеть в том, что и бесы, по слову Апостолов, повиновались ему о имени Иисусове[

1]. В доказательство приведем несколько примеров.

Помещица Лебедянского уезда Анна Петровна Штейн в 1839 году поехала в Киев для поклонения мощам святых угодников. Так как в Полтаве жила в то время дочь ее, муж которой был там управляющим палатой Государственных Имуществ, то она и заехала навестить ее. Погостив у дочери, отправилась она в Киев. Возвратившись из путешествия, Анна Петровна все святые вещи, привезенные ею, раздавала родным своим, оставив часть из них и себе. Очень скоро после этого с Анной Петровной случилась странная болезнь - она почувствовала сильное отвращение ко всему святому и священному. Всегда набожная, она теперь при одном взгляде на священные предметы (как, например, и на привезенные ею из Киева вещи) приходила в состояние беснования; службы церковной, которой прежде она никогда не опускала, теперь не могла выносить. Во время чтения Евангелия, при великом входе и появлении священника со Святыми Дарами с ней делались страшные припадки. Вызванные родными ее доктора из ближайших городов определили болезнь ее расстройством нервов, но, сколько ни старались, не помогли больной. Сама же она смотрела на свою болезнь иначе. Она считала ее беснованием, которое может приключиться, кроме других причин, и от порчи недоброжелательных людей; а потому хотя и лечилась, но только для успокоения своих семейных. Когда же оказалось, что доктора нисколько ей не помогали, тогда Анна Петровна попросила детей своих описать все с ней случающееся и послать письмо отцу Илариону с прошением его святых молитв. Дети исполнили желание матери, и скоро от отца Илариона получен был следующий ответ: «Из села Доброго (Лебедянского уезда) взять Тихвинскую чудотворную икону Божией Матери, отслужить водосвятие и молебен с акафистом Божией Матери и над болящей священнику прочесть определенные Православной Церковью заклинательные на злых духов молитвы». Когда все это было исполнено, Анна Петровна, по молитвам угодника Божия, видимо для всех получила совершенное исцеление.

Задонский купец и елецкий государственный крестьянин, подверженные припадкам беснования, привезены были к отцу Илариону. На пути, а еще более когда бесноватые приближались к Троекурову, они были так свирепы и неукротимы, что провожатые принуждены были заковать их в железа. Но едва завиделась келлия угодника Божия, они умолкли; когда же появился перед ними сам старец, осенил их крестным знамением и напоил маслом из лампады, демоны в последний раз, приподняв свои жертвы на довольную высоту, страшно потрясли их и с клубящейся пеной из уст страдальцев вышли, оставив их в сильном изнеможении и беспамятстве. По выздоровлении купец шесть недель прожил в Троекурове и постоянно ходил к службам церковным.

Сила молитв отца Илариона проявлялась также и в исцелении им разного рода болезней телесных, иногда через самые простые назначаемые им средства, из коих чаще всего употреблялось масло из лампады, теплившейся пред его келейной иконой Владимирской Божией Матери.