Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

II. Письма старца Илариона

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

"Православие и современность. Электронная библиотека." (

www.lib.eparhia-saratov.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

"Православие и мир. Электронная библиотека" (

lib.pravmir.ru).

От издательства

«Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского Троекуровского женского монастыря» впервые увидело свет в 1888 году[

1]: оно было издано «Обществом распространения полезных книг». В предисловии подчеркивалось, что жизнеописание было составлено на основании достоверных данных, по свидетельствам людей, близко знавших Троекуровского затворника, окормлявшихся у него, хотя факты его биографии к моменту издания уже невозможно было распределить в строго хронологическом порядке: «…имелось в виду главным образом сколько возможно вернее охарактеризовать описываемого угодника Божия и показать высоту его подвигов, чрез которые он соделался и Богу любезен, и людям полезен».

Жизнеописание старца напоминает нам жития древних подвижников - его подвиги, казалось бы, превышали меру обычных человеческих сил: отшельничество ради непрестанной молитвы, жизнь в пещерах, крайне скудная пища, одна и та же простая холщовая одежда зимой и летом… Между тем преподобный Иларион жил в России - и жил относительно недавно (он отошел ко Господу в 1853 году). И плоды его жизни по Богу так же, как и в житиях древних пустынников, были явлены совершенно отчетливо: любовь и стремление к нему тысяч верующих людей, мудрость, проницательность, мирное и любвеобильное душевное устроение самого старца, исцеления им безнадежно больных - как при жизни, так и после смерти подвижника по молитвам к нему. Необходимо добавить, что в течение всей жизни, с самых юных лет, преподобный Иларион терпел поношение и клевету от недоброжелателей, но всегда переносил все гонения со смирением и молитвой за тех, кто его преследовал.

По свидетельству современников, портрет Троекуровского затворника находился в келье преподобного Амвросия Оптинского среди изображений дорогих ему людей.

И преподобный Амвросий стал истинным продолжателем дела великих старцев, одним из тех святых, которых особенно почитают и любят на Руси.

В селе Троекурове (ныне Лебедянский район Липецкой области) отец Иларион поселился в 1824 году и провел здесь последние 29 лет своей жизни, никуда не выходя из своей келлии, кроме как в церковь. Со временем рядом с ней в простых, крытых соломой хижинах начали селиться его духовные чада - благочестивые девицы и вдовы. Так возникла сначала женская община, а затем - Троекуровский Богородичный женский монастырь, значительную поддержку которому оказывал местный помещик В.А. Раевский. Предчувствуя скорую кончину, старец Иларион сам подготовил место своего погребения: пещеру, над которой вскоре после его отшествия В.А. Раевский поставил деревянную церковь. Ее главный престол был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, которую особо почитал старец, другой - во имя его небесного покровителя преподобного Илариона Великого. Впоследствии на этом месте был возведен каменный собор.

Троекуровская обитель просуществовала до 1927 года, до начала массовых гонений на верующих. После ее закрытия на территории монастыря расположился консервный завод, храмы были разорены, полуразрушены, перестроены до неузнаваемости.

Возрождение монастыря началось в 1993 году, когда там была создана приходская община. С 1997 по 2003 год шло восстановление главного храма обители - Михаило-Архангельского. Прихожан особенно волновал вопрос: сохранились ли в засыпанной крипте честные останки угодника Божия? И наконец, 13 июля 1999 года состоялось обретение мощей, которые были перенесены в храм и помещены в специальной раке.

В 2002 году преподобный Иларион был прославлен как местночтимый подвижник в Соборе Рязанских и Тамбовских святых. Его память отмечается 18 ноября (н.с.). А в октябре 2003 года по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в селе Троекурове был вновь открыт Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь.

Сохранилось несколько писем старца духовным чадам, они помещены в Приложении к жизнеописанию. Вот строки одного из них, которые и поныне звучат как живое наставление всем православным христианам: «И помнить должно, что только вера спасает,