Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Священник помогал им разными предметами, а жена его каждый праздник присылала к столу пирог.

См.:

Преподобный Иоанн, игумен Синайской Горы. Лествица, Слово 4, о блаженном и приснопамятном послушании. Глава 27.

Глава VI

Отец Иларион продолжает свои переходы с места на место.- Немощь бесов и сила креста Господня.- Истинное послушание творит чудеса.- Вразумление нечестивого богача П. и постигшее его Божие наказание за непослушание отцу Илариону.- Пребывание отца Илариона в келлии, поставленной ему В.Н. Меньщиковым.- Духовное завещание отца Илариона.- Местность села Троекурова Лебедянского уезда всегда нравилась отцу Илариону.- Владелец Троекурова И.И. Раевский просит отца Илариона переместиться в Троекурово.- Последнее путешествие отца Илариона в Киев.- Переход его в Троекурово.

Не имамы зде пребывающаго града…

Евр. 13, 14

Конца скитальческой жизни, назначенной до времени отцу Илариону Промыслом Божиим, пока еще не было видно. Переместившись в село Колычево, в период своего пятилетнего там пребывания он даже и в самом селе не имел постоянного местожительства. Сначала поместился блаженный во флигеле помещика Александра Дмитриевича Кошелева, потом поселился у господина Писарева, затем перешел к Колосовниным, далее к Петру Николаевичу Кузьмину и наконец к Владимиру Николаевичу Меньщикову.

Причина, по которой отец Иларион не остался долго жить во флигеле Кошелева, состояла во множестве разного рода посетителей, со всех сторон стекавшихся к нему, от которых он, как ни старался, не имел возможности укрыться, по непреложному слову Господа:

не может град укрытися верху горы стоя; ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть) (Мф. 5, 14-15).

Когда отец Иларион жил у П.Н. Кузьмина, то, вероятно, преследуя свою всегдашнюю цель - жить по возможности в уединении,- проводил летнее время в омшанике[

1]. Однажды в хорошую погоду он ходил со своим келейником по барскому саду, чтобы освежиться приятным летним воздухом. Проходя мимо забора, которым защищен был сад, отец Иларион, не говоря ни слова, вдруг по направлению к забору сделал рукой знак указания, заставивший келейника обратить на то место внимание, и что же? Ему представилось, как бесы, в разных видах, сидели на заборе, с оскаленными зубами глядели на них, смеялись и выделывали разные проказы. Келейник от страха спрятался за отца Илариона, который, ободряя его, взял за левую его руку, а правой велел перекрестить то место, на котором видны были бесы. Едва келейник успел исполнить приказание отца Илариона, как бесы с криком и визгом рассыпались в разные стороны. «Видишь, как они немощны и как велика сила креста Господня!» - сказал келейнику старец.

В другой раз тот же келейник, неизвестно с каким поручением, послан был в Головинщину; у келейника теплой одежды не было. Отпуская его в путь, отец Иларион сказал: «Если дорогой тебя спросят - кто тебя послал, отвечай - князь». Идет посланный, и никто не встречается с ним, он уже почти добрался до назначенного места, и ему не только не было холодно, но даже очень тепло, как будто он шел в теплой шубе.

Вдруг он почувствовал холод, который с минуты на минуту все более стал усиливаться, так что уже на коротком расстоянии чуть не окоченел и едва мог добраться до дома, куда был послан. Вечером, улегшись на печи, прозябший келейник хотел скорее заснуть, но не спалось ему; он встал на молитву, сознал свой грех. И в самом деле: он шел всю дорогу в простоте сердца, без всякого рассуждения, исполняя послушание угодника Божия, и ему было так же тепло, как в теплой келлии, а когда начал роптать и злословить старца, то и на полуверсте чуть было не замерз.

На другой день, вставши раньше всех домохозяев, посланный побежал обратно и бежал всю дорогу, впрочем, не из страха озябнуть, но чтобы иметь возможность скорее пасть к ногам старца, во всем раскаяться и испросить у него прощение. Исполнив свое желание, он был утешен словами блаженного: «Истинное послушание никогда не вводит ни в какие беды». После этого раскаявшийся келейник совершенно успокоился духом.

Во время пребывания отца Илариона в Колычеве известен еще весьма интересный и назидательный случай. Один богатый помещик П. три раза присылал муку в Колычево, предлагая ее в дар отцу Илариону; в первый раз прислал один воз, потом два и, наконец, три воза, причем заочно просил старца позволить переговорить с ним лично о каком-то деле. Но каждый раз отец Иларион отказывался от предложений помещика, отсылая муку обратно с посланными. На желание же его лично видеть отца Илариона господин П. не получал удовлетворительного ответа. Однако он приехал в Колычево, сумел уговорить келейника допустить его до личного свидания со старцем, который на усиленную просьбу своего келейника сказал: «Если я его и приму, пользы для него не будет», велев, впрочем, позвать настойчивого посетителя. Господин П.