Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Глава VII

Водворение отца Илариона в селе Троекурове.- Отец Иларион - затворник.- Его молитвенные келейные правила.- Замечательный случай, бывший с отцом Иларионом в храме во время причащения Святых Таин.- Трапеза.- Наружный вид отца Илариона.- Его обращение с посетителями.- Прием русского героя, ехавшего на Кавказ для защиты Отечества.- Благотворное влияние бесед отца Илариона и самого лицезрения его на посетителей.- Клевета на отца Илариона, обличенная и посрамленная.- Чудесное избавление старца от угрожавшей ему опасности.- Исцеленный отцом Иларионом недоброжелательный к нему вольнодумец.- Отец Иларион приписался к сословию мещан города Лебедяни, а келейника своего Никиту выкупил на волю.- Кончина Никиты и молитвенное ходатайство о нем пред Богом блаженного старца.- Снисходительность отца Илариона к келейным и строгость его к себе.- Его домашние лекарства.- Слепота отца Илариона и чудесное прозрение.

Мне же зело честни

быша друзи Твои, Боже.

Пс. 138, 17

От Колычева до Троекурова 35 верст. Хорошие кони довезли путников до назначенного места скоро. Было еще темно. Только новая келлия отца Илариона ярко была освещена лампадами и свечами, возженными пред святыми иконами, когда он вступал в нее, водимый Промыслом Божиим, дабы оттуда светом добрых дел своих и богомудрых наставлений освещать жизненный путь людей, блуждающих во тьме пороков.

С благоговением и радостью добрый Раевский водворил угодника Божия в своем имении, в поставленной им келлии. По обещанию своему, он назначил ежегодно выдавать отцу Илариону из своих средств на содержание по пятидесяти рублей ассигнациями[

1]. Впрочем, сумма эта выдавалась только вначале, а потом отец Иларион не нуждался в ней.

Пятьдесят лет от рождения исполнилось угоднику Божию, когда он переместился на жительство из Колычева в Троекурово, где и прожил 29 лет, до самой своей блаженной кончины[

2]. Переход этот составляет эпоху в жизни подвижника Христова, так как им, по Божию изволению, положен был предел всем переходам и далеким странствованиям старца по разным местам.

Жительство старца Илариона в троекуровской келлии общая народная молва наименовала затвором, а его самого затворником. И это вполне справедливо, так как он теперь много времени проводил в совершенном уединении; а если и принимал посетителей, то не каждый день, да и не во всякое время дня приемного. Не имел, конечно, он строгого, безвыходного затвора. Но это-то и было неоценимым благом для обращавшихся к нему за духовными советами и наставлениями.

По водворении отца Илариона в Троекурове главнейшей его заботой, вытекавшей из потребности его духа, горевшего великой к Богу любовью, было то, что он умолил местного священника неопустительно, ежедневно совершать церковные богослужения. Все, потребное для сего предмета, как-то: просфорную муку, вино, деревянное масло, свечи и ладан - он доставлял от себя. Но, вероятно, сокращенно отправляемые священником утренние и вечерние богослужения не могли удовлетворять подвижника отца Илариона, почему он и заменял их продолжительными келейными правилами.

Утреннее молитвенное келейное правило его начиналось с первого часа пополуночи и продолжалось до самой литургии, которая всегда отходила не позже восьми часов утра. После литургии он продолжал молиться в келье до 12 часов дня. Вечернее правило отец Иларион совершал от третьего часа пополудни до девятого. После того, отпустив послушника в его келью, сам запирался в своей спальной комнате, меблированной небольшим угольником и односпальной кроваткой с двумя белыми маленькими подушками и тюфячком, покрытым белой же простыней. Как он проводил там остальные четыре часа ночи, во сне или бдении, известно одному Богу. Только он говаривал своему келейному, что «монаху должно спать весьма мало - никак не более четырех часов в сутки, и то после усиленных телесных трудов».