Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Ред.

^

Это был прославленный полководец Н.Н. Муравьев-Карский (1794-1866). Вероятно, этот случай произошел уже под конец жизни старца Илариона, когда Муравьев был назначен главнокомандующим Кавказской армией и ехал на место назначения.-

Ред.

Дочь вышеупомянутой Анны Леонтьевны, Евдокия Степановна Беловидова, и теперь еще живая (на момент выхода первого издания.-

Ред.)

Так называется еще Святое Причащение.-

Ред.

Так называемый амавроз - глазная болезнь, в результате которой поражается глазной нерв.-

Ред.

Глава VIII

Ревнительницы проводить жизнь духовную под руководством старца Илариона, поселившиеся около его келлии.- Их обязанности.- Умножение сих боголюбиц.- Духовное окормление их старцем Иларионом.- Мысль преосвященного Арсения об открытии в Троекурове женской общины.- Намерение отца Илариона привести эту мысль в исполнение и его твердая вера в помощь Божию.- Цель устроения общины.- Преследование полицией послушниц отца Илариона и его самого.- Взаимоотношения между старцем и семейством Голдобиных.- Александра и Анна Николаевны Голдобины помогают отцу Илариону в устроении общины.- Александра Николаевна испрашивает благословение на сие предприятие у преосвященного Николая.- Приобретение земли для общины.- Содействие в деле устроения общины Ф.3. Ключарева.

Быхом тиси посреде вас,

якоже доилица греет своя чада.

1 Сол. 2, 7

С водворением отца Илариона в Троекурове на постоянное пребывание возжелали в то же время около него поселиться некоторые благочестивые девы и вдовицы, дабы всегда быть под его опытным старческим руководством и пользоваться его спасительными наставлениями. Вследствие этого, с дозволения господина Раевского, ими поставлены были сначала три убогие деревянные келлийки, покрытые и кругом защищенные соломой, так что издали они имели вид скирдов или ометов соломы.

Имея великое почтение и преданность к подвижнику Христову, добрый Раевский всегда с радостью исполнял все его желания, а потому и в богомолицах, им собранных, принимал живейшее христианское участие. Таким образом около затворника мало-помалу собралось двенадцать послушниц. Главное их послушание состояло в печении просфор для троекуровской и других соседних церквей, чему обучил их сам же отец Иларион, так как он хорошо был знаком с этим занятием еще во время своего пребывания, в молодости, в Раненбургской Петропавловской пустыни. А кроме того, послушницам вменено было от старца в обязанность угощать и упокоивать странников, которым, по его милости, предлагалась нескудная трапеза и место для отдохновения. Число таких богомолиц, ревновавших под руководством угодника Божия проводить жизнь духовную, с течением времени все более и более умножалось.

Об этих богомолицах отец Иларион имел сугубое попечение. Все они, в особенности при поступлении к нему на жительство, получали от него все необходимое для содержания, а бедным из них и после подавалась от него благовременная помощь. Более же всего старец заботился об их духовных нуждах. Как добрый пестун, в продолжение 29 лет своего пребывания в Троекурове он неослабно следил за их духовным преуспеянием. Ни одного неправого поступка, ни одного достойного порицания движения душевного прозорливый духом старец не оставлял без замечания и вразумления. Малодушных ободрял, немощных укреплял. Вместе с тем он заповедовал им, чтобы они все его советы и наставления слагали в сердцах своих и не пересказывали без нужды одна другой, так как советы эти и наставления преподавались старцем каждой сестре согласно с ее душевным устроением. Всем вообще сестрам заповедовал, по силе и возможности каждой, соблюдать пост. Кроме среды и пятка, он повелевал им поститься и в понедельник. «Это день архангельский,- говаривал он,- надо его почитать». Постился и сам в этот день в память того, что неоднократно был спасаем Небесными Силами от явно угрожавших ему опасностей.

Спросил он однажды некую послушницу, что она приготовила к обеду. Та отвечала, что приготовила рыбу, так как день был праздничный. «Оставь рыбу,- сказал он ей,- если любишь праздник, почти его постом». Прозорливый старец предвидел неожиданную великую скорбь, которую вскоре после праздника пришлось испытать сестре той, и приготовил ее к ней постом, ради которого, по молитвам угодника Божия, помиловал ее Господь.