Жития святых. Август
Затем Апостол Христов снова возвратился в жребий свой, - в Иудею, и многих от сынов Израилевых он обратил к Господу Иисусу Христу, возвещая им Слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим слух, умирающим жизнь, восстанавливал хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. Называя Моисея святым и побуждая соблюдать закон, данный ему Богом на скрижалях, святой Матфий в то же время учил веровать во Христа, в знамениях и образах предвозвещенного самим Моисеем, предсказанного пророками, посланного Богом Отцом на спасение миру и воплотившегося от Пречистой и Пренепорочной Девы. При этом все пророчества о Христе святой Матфий истолковывал, как уже сбывшиеся на пришедшем Мессии.
В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший Его имя, - гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого Апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобою иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого Апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану. Первосвященник, собрав синедрион и призвав на суд святого Апостола, обратился к утратившему совесть сборищу с такими словами:
Но среди всех подобных еретиков восстал ересиарх Иисус Назарянин: Он называл Себя Сыном Божиим и Богом и многих удивлял Своими волшебными знамениями и чудесами, привлекая к Себе сердца и проповедуя отменение закона; за что и принял суд по закону, который хулил.
О, если бы память Его с Ним погибла, и учения Его, с Ним умершего, никто не воскрешал!
Лучше пусть погибнут эти немногочисленные галилеяне, чем это святое место и весь народ наш подвергнется истреблению от римлян; из двух зол, - если нет возможности избежать обоих, - следует избирать меньшее, более терпимое. И этот, сейчас стоящий пред нами ученик Иисусов, достоин смерти; но пусть сначала сам в себе размыслит, - мы не отнимаем времени для размышления, потому что не погибели, а исправлении его желаем, - и из двух пусть изберет одно, - или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранит жизнь, или именоваться христианином и умереть.
В ответ на это святой Матфий, подняв руки, сказал:
- Мужи и братья! Я не хочу говорить много о том обвинении, которое вы возлагаете на меня, - для меня имя христианина не преступление, а слава. Ибо Сам Господь говорит чрез пророка, что в последние дни "назовет рабов Своих новым именем" (Ис.65:15).
Первосвященник Анан возразил:
- Разве не преступление считать за ничто святой закон, не почитать Бога и слушать пустые рассказы о волшебствах?
- Если послушаете меня, - ответил святой Матфий, - я объясню вам, что проповедуемое нами учение не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом.
Когда первосвященник дал свое согласие, святой Матфий открыл свои уста и начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе, как Бог дал обетование праотцам Аврааму, Исааку и Иакову из семени из воздвигнуть такого Мужа, чрез Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: "и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его" (Пс.71:17), - как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (Исх.3:2), о Которой предсказал Исаия: "се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7:14), то есть с нами Бог. Моисей то же ясно предвозвестил о Христе, говоря: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте" (Втор. 18:15). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, об чем говорил и Исаия: "как овца, веден был на заклание" (Ис.53:7) и: "и к злодеям причтен был" (Ис.53:12); пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом тридневного воскресения Господня.
Эти пространные изъяснения ветхозаветных книг, говорящих о Христе Иисусе, привели Анана в гнев, так что он не выдержал и сказал святому Матфию:
- Так ли ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: "если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: "пойдем в след богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им" И пророка того или сновидца того должно предать смерти?" (Втор.13:1,2,5).
Святой Матфей отвечал: