Lives of Saints. December
Ерван же, продолжая хулить святые иконы, говорил:
- Удивляюсь я вашим христианским басням, гласящим, что Бог посылает Свою благодать иконам, написанным на стенах и досках, никогда не ходившим и не говорившим.
Архиепископ в опровержение спросил:
- Скажи мне, Ерван, зачем Бог дал милоти [21] Илии Свою благодать, которой не дал Елиссею, и предпочел бездушную милоть живому пророку, так как пророк не мог сам перейти через Иордан, но разделил воды милотью и прошел посуху, и какого чуда не мог совершить Елиссей, то могла сделать бездушная милоть (4 Цар.2:1315).
Если же так было в Ветхом Завете, то зачем удивляться в Новом Завете благодати, подаваемой святым иконам?
Ерван снова возразил:
- В псалмах сказано: "А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих" (Пс. 113:12): поэтому и иконы ваши суть идолы, ибо сделаны руками человеческими.
Архиепископ возразил:
- Я ничего не возражаю против того, что идолы язычников, незнающих Бога - суть идолы, так как они являются подобием тех, которые безбожно во всяких сквернах провели жизнь: волхвы, чародеи, убийцы, любодеи, и все они от такой жизни погибли злою смертию; на память о них некоторые и сделали идолов, а последующий род, прельщенный и ослепленный сатаною, обратил их в богов и кланяется им. Вы то же делали, поклоняясь истуканам, приносили им в жертву сыновей и дочерей, проливали неповинную кровь, кровь ваших сыновей и дочерей, которых приносили в жертву ханаанским истуканам, которые суть идолы. А что мы теперь пишем изображения святых Божиих, то это не идолы, а честные иконы. Мы напишем образ тех, которые знали Бога, веровали в Него, угодили Ему правдою, были мужами честными, святыми и возлюбленными Богом, и совершили Божиею благодатью множество чудес. Они воскрешали мертвых, исцеляли больных, слепых, хромых, расслабленных, очищали прокаженных, изгоняли бесов, кончина их была честна и память вечна и славна: "Дорога в очах Господних смерть святых Его! память во век не поколеблется; в вечной памяти будет праведник" (Пс. 115:6; Пс. 111:6).
Когда Ерван опять так злословил, что иконы ничем не отличаются от идолов, архиепископ сказал:
- Твоя одежда, Ерван, и скиния, обе сделаны из шерсти и льна, а равную ли они имеют силу? Твой жезл и жезл Аарона прозябший имеют ли одинаковую честь? Кувшин, - который дома у тебя и стамна (сосуд)
Таким образом уразумей и то, что иное есть идол - образ скверного лица, низверженного в ад, и иное есть икона святого угодника Божия, от которой изливается нам Божественная благодать Господня по молитвам на ней изображенного.
Ерван говорил и об ангелах, что они бесплотны, как написано: "творит ангелами Своими духов" (Пс. 103:4), и что, тем не менее, христиане, не стыдясь, пишут их на иконах, придавая бесплотным духам плотское изображение. На это архиепископ отвечал:
- Ты не знаешь, что говоришь, ибо мы от вас же самих научились писать ангелов.