Lives of Saints. July
- Довольно мне этого одного стиха, если я научусь исполнять его на деле.
И после уже не приходил к учителю.
Спустя шесть месяцев его увидал где-то учитель и спросил его:
- Почему ты до сих пор не приходил ко мне?
Памва ответил:
- Не научился еще исполнять на деле того стиха.
Потом, по прошествии многих лет один из знакомых отцов спросил его:
- Научился ли ты уже, брат, тому стиху?
Памва ответил:
- Девятнадцать лет не переставая учился и едва привык на деле исполнять то, чему он учит.
Хотя сначала святой Памва был неграмотен, но впоследствии он был умудрен Богом и хорошо знал священное Писание, даже для других он был умелым учителем (как пишет о нем Палладий [7]; следующие четыре брата, славные в Египте, были его учениками: Диоскор, Аммоний, Евсевий и Евфимий, называемые великими и упоминаемые в житии святого Иоанна Златоуста [8]. Первый из них, Диоскор, был потом епископом Ермопольским; это не тот Диоскор, который был еретиком и проклят на четвертом вселенском соборе святых отцов [9], но другой того же имени, живший раньше. Кроме того и Драконтий честной, упоминаемый в житии преподобного Илариона Великого [10], епископ и исповедник Христов, претерпевший изгнание от ариан, был также учеником блаженного Памвы в юности своей. Учителем сих-то учеников был Памва.
Этот преподобный между многими иными великими добродетелями отличался еще совершенным презрением к золоту и серебру. Когда святая Мелания римлянка [11], повсюду раздавая всё свое богатое имущество нуждающимся Христа ради, прибыла в Александрию, то, услышав о святом Памве, пришла к нему вместе со странноприимцем пресвитером Исидором александрийским; она принесла с собою триста литр серебра и просила Памву взять себе, сколько хочет, из принесенного ею серебра. Но он даже не взглянул на него и не перестал рукодельничать, - он плел рогожку, - а только ответил ей:
- Да вознаградит тебя Господь за твое усердие, которое ты имеешь к Нему.
Когда же она продолжала настойчиво просить его взять сколько-нибудь, преподобный сказал служащему ему брату:
- Возьми, что дают, с осторожностью и снеси и раздай братьям в Ливии [12] и на островах: они очень бедствуют, так как земля у них бесплодна, а братьям египетских монастырей ничего не давай, потому что их земля плодородна, и они могут иметь достаток от своего труда.
Тогда блаженная Мелания отдала всё принесенное серебро тому брату для раздачи бедным и сказала преподобному Памве:
- Отче, заметь, сколько я даю серебра: триста литр.
Он же ответил ей:
- Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла: неужели "Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы" (Ис.40:12) не знает о количестве твоего серебра? Если б ты мне давала серебро, то, разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств (Мрк.12:42); так молчи, не воструби перед собой! (Мф.6:2)
К преподобному Памве пришел однажды отец Пиор и принес с собою небольшой кусок черствого хлеба. На вопрос Памвы:
- Зачем, отец, ты принес собой хлеба?