Lives of Saints. July

Сказавши сии слова, ангел света удалился.

Между тем святой продолжал молиться к Богу, говоря:

- "Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне" (Пс.26:11).

По прошествии же некоторого времени внезапно в сиянии ложного света явился Потиту ангел тьмы и сказал ему:

- Вот я пришел к тебе, о незлобивый юноша, дабы ты не изнемогал телом и душою твоею от голода и жажды, но дабы послушался своего отца и с ним насытился яствами. Я, - Христос, смилостивившийся над тобою; видя твои слезы я пришел навестить тебя.

- "Отойди от меня, сатана" (Мф.16:23), враг истины, - отвечал святых отрок Потит обольстителю. - Ты не обманешь раба Божия: не Христос ты, но антихрист.

Сказавши сие, святый стал молиться, говоря:

- Господи Иисусе Христе! Отгони от меня сего скверного врага и вверни его в бездну, в которую он осужден с своими слугами!

Тогда диавол, изменивши притворное ангельское подобие, сделался громаднейшим великаном, в пятнадцать локтей ростом, а затем снова преобразился в огромного вола и зарычал страшным голосом. Святой же, оградивши себя знамением креста, сказал ему:

- Перестань, злобный дух, искушать Христовых воинов! Ты не сможешь устрашить искупленного силою креста!

И диавол исчез немедленно, но голос его слышался издалека, говорящий:

- О, какой молодой отрок побеждает меня! Увы, где же мне почить теперь? На кого испущу я стрелы мои? Если я подступаю к старику, то и тогда я не столь легко побеждаюсь им, как сим отроком. Но отправлюсь и войду в единственную дочь императора Антонина и на ней покажу силу мою! Против тебя же, Потит, я возбужу царя, и научу его погубить тебя в страшных мучениях!

- Враг, - отвечал святой Потит, - каковым бы мучениям ни подвергали меня, - я повсюду одержу над тобою победу, одержу победу не я, - но Господь мой Иисус Христос!

Потом диавол убежал, взывая:

- Горе мне, потому что я побежден отроком!

После сего отец Потита Гилас, выведя его из заключения, сказал ему:

- Чадо, принеси жертву богам, ибо император повелел, дабы всякий, не приносящий жертв богам, был предаваем смерти после страшных мучений, или был отдаваем на съедение зверям. Я страдаю за тебя, так как ты у меня единственный сын; я не хочу потерять своего наследника.

- Каким богам следует мне, - спросил святой, - принести жертвы, дабы мне знать их по именам?

- Да разве ты не знаешь, - сказал отец, - бога Зевса [4], Арея [5] и Минерву [6]?

- Со дня рождения моего, - отвечал отрок, - я никогда не слыхивал, чтобы сии были богами, но - идолами. О, отче, если бы ты знал, сколь велик Бог христианский, Который, смиривши Себя, спас нас, - то ты уверовал бы в Него, ибо Он есть Единый истинный Бог, сотворивший небо и землю, все же прочие боги суть языческие бесы.

- Откуда у тебя сии речи, которые ты произносишь? - спросил Гилас.