Lives of Saints. May

Царь с новым патриархом послали Константина к Иоанну с таковыми словами:

- Если будешь в состоянии обличить сего юношу, тогда снова займешь престол.

Видя такого молодого философа и не зная его сильного ума, Иоанн сказал Константину и посланным:

- Вы не стите моего подножия. Как же я буду спорить с вами?

- Не держись людских обычаев, - отвечал Константин, - но смотри на заповеди Божии. Как ты, так и мы сотворены из земли, душа же от Бога. Посему, смотря на землю, человек, не гордись!

- Глупо искать цветов осенью, - сказал Иоанн, - а также и старца посылать на войну.

- Ты сам обличаешь себя, - отвечал философ. - Скажи мне, в каком возрасте душа бывает сильнее тела?

- В старости, - отвечал Иоанн.

- На какую войну мы тебя вызываем, - спросил философ, - на телесную или духовную?

- На духовную, - отвечал Иоанн.

- Если ты теперь сильнейший духом, - сказал философ, - то не приводи нам таких сравнений. Мы без времени не ищем цветов, а также безвременно не вызываем тебя на спор.

После это перешли к беседе. Старец спросил:

- Скажи мне юноша: если крест сломается, мы уже не поклоняемся ему, ни лобызаем его. Как же вы, если только будет одно лицо до персей, не стыдитесь творить ему иконную честь?

- Четыре части имеет крест, - отвечал философ, - и если не будет одной части, то крест потеряет свой вид, икона же имеет вид и подобие, если будет написано лицо того, кого хотели изобразить. Взирающий же смотрит не на лицо льва или рысье, но - на первообраз.

- Вот вы кланяетесь кресту, - сказал старец, - если и нет на нем надписи, иконе же, если не будет написания, не творите почести.

- Всякий крест, - отвечал философ, - имеет подобие Креста Христова, иконы же не имеют одного образа, но различны.

Наконец старец сказал:

- Почему вы кланяетесь иконам, когда Бог сказал пророку Моисею [16]: "не сотвори всякого подобия?" (Исх.20:4).

- Если бы Господь сказал: не сотвори никакого подобия, - отвечал на это философ, - то тогда ты говорил бы правильно; но Господь сказал: всякого, т. е. кроме достойного.

Против сего старец ничего не мог возразить и замолчал. Около этого времени пришли послы в Константинополь от неверных агарян или сарацин, владеющих Сириею. Эти сарацины еще при прежнем царе Феофиле попущением Божиим за грехи подступили к греческой земле и разорили прекрасный город Аморию [17]. С этих пор они стали гордиться пред христианами своею силой и прислали грамоту в Царьград с хулением на Пресвятую Троицу.

- Как вы, христиане, - писали сарацины, - говорите, что Бог один, а разделяете Его на три: исповедуете Отца, Сына и Духа? Если вы можете это доказать, то пришлите к нам таковых мужей, которые могли бы побеседовать с нами о вере, и убедить нас [18].