Lives of Saints. May

Козарин ничего не мог возразить на это и предложил другой вопрос:

- Вы произносите нравоучения из книг, которые держите руках, мы же не так, но произносим всю мудрость от ее, не гордясь своими писаниями, как делаете вы. Вся мудрость будто находится внутри нас.

- Если встретить нагого человека, - отвечал Константин, - который будет уверять, что имеет много одежды и золота и имений, поверишь ли ему, видя его нагим и не имеющим ничего в руках?

- Нет, - сказал козарин. - Если бы что-либо имел, то не ходил бы нагим.

- Если ты, как хвалишься, поглотил всякую мудрость, - сказал Константин козарину, - то скажи мне: сколько родов было от Адама до Моисея и где какой род жил на земле?

Козарин не мог ничего сказать. Константин продолжал:

- Поэтому я не верю тебе, что ты изучил всякую премудрость и не нуждаешься в книгах.

Святые братья были позваны на обед к кагану. Перед тем, как садиться за стол, каган спросил их:

- Скажите мне, какого вы рода, чтобы нам знать, на каком месте вас посадить.

- Дед наш, - отвечал Константин, - был великого и славного рода и находился вблизи Царя. Но он не умел удержать данной ему великой славы, был изгнан от Царя и удалился в чужую сторону, где и родил нас. Мы теперь и ищем древнюю славу нашего деда и не желаем иметь никакой другой. Дед же наш был Адам.

- Прилично и правильно говоришь ты, гость, - сказал каган, после чего стал иметь особое уважение к Константину.

Когда сели за стол, каган взял чашу и сказал:

- Пью в честь Единого Бога, сотворившего всю тварь.

Константин же взял чашу со словами:

- Пью во славу Единого Бога и Слова Его, Которым утверждены небеса, и Животворящего Духа, Которым поддерживается бытие созданной твари.

- Вот мы, - сказал каган Константину, - содержим одинаковое учение о Боге, Творце всей твари, только различаемся тем, что вы славите Троицу, а мы славим Единого Бога, как учат об этом еврейские книги.

- Если вы, - отвечал Константин, - из еврейских книг узнали, что Бог един, то из тех же книг познайте и Святую Троицу. Еврейские книги в своих пророчествах проповедуют кроме Отца - Слово и Духа. Так царь и пророк Давид говорит: "словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс.32:6). Вот в этом месте вполне ясно указаны единство и троичность: Господь, Его Слово и Дух. Господь есть Бог Отец, Слово - Бог Сын, Дух уст Господних - Бог Дух Святой. Однако не три Господа, но Един Господь с Своим Словом и Духом, а также не три бога в божестве, но Один почитаемый Бог. Обрати внимание и на то: который из двух был бы лучшим почитателем твоего царского лица, тот ли, кто оказывал бы только тебе честь, а презирал бы твое слово и дух твоих уст, или тот, кто одинаково почитал бы и тебя, и твое слово, и дух твоих уст?

- Без сомнения последний, - отвечал каган.

- Поэтому мы, - продолжал философ - равно почитая Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, лучшие и истиннейшие богопочитатели, чем вы. Таковому богопочитанию мы научились из пророческих книг. Кроме вышеуказанного места приведу и другие. Так святой пророк Исаия говорит о Боге Сыне в следующих словах: "послушай Меня, Иаков И Израиль, призванным Мой: Я тот же, Я первый и Я последний и ныне послал Меня Господь Бог и Дух его" (Ис.48:12 и 16). Это место священного Писания древние отцы наши [34] так объясняли:

- Кто посылаемый, если не Сын? От Кого посылается если не от Отца и Святого Отческого Духа?

На этом обеде было много Иудеев. Некоторые из них сказали блаженному Константину: