The Law of God

I. Проскомидия

"Проскомидия" - слово греческое и значит: принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит: приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный, хлеб. - Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: ИС. ХР. и греческого слова: НИ-КА; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Иоан. 6, 22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: "один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

Совершение проскомидии

Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами, так называемые, "сходные" молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: "в воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа". Это значит: проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину, в форме куба, с произнесением слов прор. Исаии: "яко (как) овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) его" (Ис. 53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос. - Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: "жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение", и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: "един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его" (Иоан. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою. - Из второй просфоры, называемой "богородичною", священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. - Из третьей просфоры, называемой "девятичинной", вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и полагаются ниже частиц вынутых за живых. Наконец, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие "поминания" о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровами и поверх их еще одним несколько больших размеров, называемым "воздухом", кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят: Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане - живые и умершие, а Главою ее - Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике при закрытом алтаре вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

II. Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией "оглашенных" потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.

Диакон, получивши благословение от священника, выходит из алтаря на амвон (место против царских врат) и громко произносит: "Благослови, владыко!", т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога. Священник в первом своем возгласе прославляет Свят. Троицу: "Благословено (т. е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно). Певчие поют: "аминь" (действительно так). Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектения начинается напоминанием, что молиться Господу нужно "миром", то есть примирившись со всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя, мы не можем приносить Богу дары, если имеем "что-нибудь против ближнего" (Матф. 5, 23-24). Высшее благо, о котором следует молиться, это - душевный мир и спасение души: о свышнем (небесном) мире и спасении душ наших"; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, напр., после внимательной исповеди и достойного причащения Св. Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной Вечери (Иоан. 14, 27). "О мире всего мира" - чтобы не было раздоров и вражды между народами и государствами во всем мире (вселенной). "О благостоянии святых Божиих церквей", - чтобы православные церкви во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедывали святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, "о соединении всех" верующих в единое стадо Христово (Иоан. 10, 16). Молимся "о святем храме сем", который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара, воров и других несчастий, и о тех, кто входит в него ("в онь") с искреннею верою, благоговением и страхом Божиим. - Молимся о патриархах, митрополитах, архиепископах и епископах, потому что им принадлежит главный надзор за чистотою Христианской Веры и нравственности; о благоверных правителях, которые охраняют свободу Православной Веры и общий законный порядок для мирной жизни всех граждан - "О граде сем (или веси- - селении) в котором мы живем и трудимся, о "всяком граде, стране, и верою живущих в них", молимся также по чувству христианской любви и о всех других городах и окрестностях (стране - стороне) его и о всех живущих в них верующих людях - "О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных": молимся о хорошей благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие всех плодов, необходимых для пропитания всех жителей страны, - и о времени мирном, чтобы среди граждан не было вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда. - "О плавающих, путешествующих, недугующих (больных), страждущих (у кого много горя и скорби на душе), плененных и о спасении их" - все эти лица, преимущественно пред всеми, нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся: "О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды". - Затем просим Господа, чтобы Он заступил и сохранил нас не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по своей милости (благодати), - "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". В последних словах ектении, "помянувше", т. е. призвав на помощь, Божию Матерь и всех святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга, чтобы Он руководил нами по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом: "яко (потому что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков": содержащим в себе, по образцу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.

После великой ектении поются псалмы 102-й: "Благослови, душе моя, Господа ... и 145-й: "Хвали, душе моя. Господа" ..., разделяемые малой ектенией: "паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся". В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа) христианина должно прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от истления жизнь нашу, - и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний); Господь - щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину во век, творит суд обидимым, даст пищу алчущим, освобождает заключенных (решить окованные), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников... Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также "антифонами". В двунадесятые Господни праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются; вместо них поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!" А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: "Спаси нас, Сыне Божий, рождейся от Девы" (в Рождество Христово) или: "во Иордане крестивыйся" (в Крещение Господне) или: "Воскресый из мертвых" (в Пасху) и тому подобное ... "поющия Ти: аллилуиа!" (хвалите Бога). По окончании второго антифона всегда поется песнь: "Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас". В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы - Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом ("непреложно" - неизменно "вочеловечивыйся"), принявши человеческую плоть (тело) от Свят. Богородицы и Приснодевы Марии и будучи распят, Он Своею смертью победил нашу смерть "смертию смерть поправый", один из трех Лиц Св. Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Св. Духом.

Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Матф. 5, 3-12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердым к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание ("ижденут") и смерть за Христа, т. е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда ("мзда") на небесах. В великие Господни праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа. В конце "блаженств" священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон. - Этот выход священнослужителей с Св. Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получивши благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая св. Евангелие, громко возглашает: "Премудрость! Прости!" входит в алтарь и полагает св. Евангелие на престоле. - Возглас: "Премудрость! Прости!" напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка, "прости" значит: правильно, прямо), т. е. быть внимательны, сосредоточены в мыслях. - Смотря на св. Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: "Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа! После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого серафимами, принять и от нас ангельскую (трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы: "Яко свят еси, Боже наш"... он произносит вслух.

Далее поется "трисвятое": - "Святый Боже"... В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Св. Троицы, а также в субботы - Лазареву и Великую, вместо "трисвятого" поется: "Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды): аллилуиа", потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14-го сентября) и в третью "неделю" (воскресенье) Велик. Поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо "трисвятого", поют: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

По окончании "трисвятого" читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний св. апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланы св. ап. Павла - по особому указателю). К внимательному чтению апостола верующие приготовляются возгласами: "Вонмем" (будем внимать!) "Мир всем! Премудрость!" и пением прокимна - особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения апостола совершается каждение в знак той благодати Св. Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника: "мир всем!" нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем, поется: "аллилуиа" три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!" так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе, хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании - совершить крестное знамение, с поклоном, троекратно.