Значение Православия в жизни и исторической судьбе России

Аннотация

Значение Православия в жизни и исторической судьбе России (Проф. А.А.Царевский). Полный текст уникальной книги профессора Царевского, изданной в 1898 году. Книга написана 100 лет тому назад очень наблюдательным ученым. Она особенно ценная, так как дает нам взгляд на русских людей и Россию того времени. С тех пор прошло 100 лет, и Россия и русские пережили несколько катастроф, в которых потеряли свыше ста миллионов душ. Многое что изменилось, и сам русский человек тоже изменился, но все-таки несмотря на все это многое, то что написано профессором Царевским, все еще применимо и относится и к нашему времени. Книга дополнена заглавиями и подзаглавиями, и поэтому она становится учебником и справочником по вопросу влияния Православной веры на жизнь и людей в Православной России. Она может быть очень полезной педагогам, преподавателям, духовным отцам, а также и боголюбивым мирянам. Пожелаем ей самого широкого распространения. Обязательное чтение для каждого русского православного человека.

Предисловие

Многоуважаемый читатель, Вы держите в Ваших руках новое издание замечательной книги профессора Алексея Александровича Царевского. Эта работа была издана в Казани в 1898 г. и является лучшим трудом на тему влияния православной веры на русскую жизнь и культуру. Книга профессора Царевского написана 100 лет тому назад очень наблюдательным ученым. Она особенно ценная, так как дает нам взгляд на русских людей и Россию того времени. С тех пор прошло 100 лет, и Россия и русские пережили несколько катастроф, в которых потеряли свыше ста миллионов душ. Многое что изменилось, и сам русский человек тоже изменился, но все-таки несмотря на все это многое, то что написано профессором Царевским, все еще применимо и относится и к нашему времени. По Промыслу Божию она появилась снова, как раз тогда, когда русские люди праздновали 1000-летие крещения Руси и старались осознать значение Православия в жизни России, русского народа и вообще каждого русского человека. О профессоре Царевском "Полный православный богословский энциклопедический словарь" (издание СПб) писал так (Том II, стр. 2310): "Царевский, Алексей Александрович-духовный писатель, родился в 1855 г., кончил Казанскую духовную академию, где и состоит теперь профессором славянскаго языка, палеографии и истории русской словесности, написал: "Посошков и его сочинения", "С. Я. Надсон и его поэзия, мысли и печали", "Значение православия в жизни и исторической судьбе России", "Значение просветительных трудов св. Кирилла и Мефодия в славянорусской жизни и истории", "Светлое Христово Воскресение и празднование его в церкви православной", "О священной поэзии православнаго христианскаго богослужения" и многие другия". Автор этого издания разработал его так, чтобы книга могла стать учебником и справочником по вопросу влияния Православной веры на жизнь в Православной России. Таким образом эта книга может быть полезной педагогам, преподавателям, духовным отцам, а также и всем боголюбивым мирянам. Пожелаем ей самого широкого распространения. Очень интересно, символично и знаменательно, как происходят издания этой книги. Работа над ними захватывает 100 лет, несколько поколений и церковных юрисдикций. Все они в области христианской проповеди, любви к Господу Богу и Православию едины. Так вот, эта книга, изданная впервые в 1898 г. в Казани, была найдена в библиотеке одного известного американского университета в 1980-ых годах русским ученым монахом о. Архимандритом Амвросием (Пагодиным) в Калифорнии. Отец Амвросий снял с нее ксерокопию и переслал в Монреаль, в Канаду, Митрополиту Виталию, Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому. Митрополит ее переиздал в 1986 г. - как раз в преддверие 1000-летия крещения Руси. В 1991 г., Научно-издательский центр "Альфа" в Санкт-Петербурге переиздал ее по новой орфографии. Пишущий эти строки, автор этого издания, для лучшей наглядности материала написал заглавия для подглав и заголовки-резюме для каждого абзаца в книге. Оглавление для подглав и абзацев и сама книга долгое время были отдельно друг от друга. В 1997 г. при содействии о. Протоиерея Стефана Павленко в Калифорнии был приготовлен учебник-справочник, который сейчас находится в Ваших руках. При издании этого труда помогали и сотрудничали многие лица которых просто нет возможности каждого отдельно назвать. Автор этого издания от всей души и всего сердца приносит всем им глубокую благодарность. Итак, как уже было сказано выше, несколько поколений, в разных странах и церковных юрисдикциях, трудились для издания этих книг. Пользуясь настоящим изданием, все работающие на ниве Господней, светские педагоги и вообще каждый человек смогут быстро и просто найти описание влияния Православной веры на разные области жизни русского человека во славу Божию. Дай Бог, чтобы этот труд помог воздвигнуть Храмы Господни на Руси и снова освятить и просветить ее светом Православия. Автор-составитель издания 14/27 сентября 1997 года Воздвижение Креста Господня

Введение

Каждый русский человек при встрече с иностранцами, в особенности с Запада, чувствует и замечает что мы - русские - во многом отличаемся от них. Наше мышление, мировоззрение, характер, интересы и общие черты другие. Иностранцы тоже это подмечают и дают нам эпитеты вроде "сумасшедший русский" (crazy Russian), или "загадочная русская душа" или "каждый русский является религиозным философом" (every Russian is a religious philosopher) или просто "ты такой смешной" (you are so funny). Так в чем же дело? Разгадка русского человека в том, что Православная христианская вера воспитала его характер и стала основой его мировоззрения и культуры. Поэтому и разница между русским человеком и западным чаще всего бывает из за того что у русского подход бывает более христианский. Многие русские духовные отцы, а также и светские писатели и мыслители об этом говорили и писали. Но все это было коротко или просто отдельные мысли и намеки. Есть несколько трудов, которые затрагивают эту тему, но нет хорошо разработанной книги. Книга профессора А.А.Царевского является исключением. Предлагаемая читателю книга есть переиздание работы профессора А.А.Царевского. Это прекрасно написанный труд, который затрагивает всю жизнь русского человека и наглядно показывает влияние Православной веры на него. Книга написана с большим чувством и любовью к русскому человеку, его культуре и стране, в которой он живет - России. Настоящее издание для наглядности и удобства дополнено заглавиями подглав и заголовками-резюме абзацев. В книге подробно описываются все отрасли жизни страны и характер русского народа. В ней четыре главы: (I) Влияние на политическую судьбу России, (II) Влияние на внутреннюю жизнь Руси, (III) Влияние на характер русского человека и (IV) Основные свойства русского человека. Книга была написана для верующего, православного христианина, живущего по своей вере и знающего Закон Божий, историю Церкви Христовой, жития святых и т.п. Не знающим всего этого, она будет трудной. Кроме того, мы живем во время когда люди крайне неосведомлены о христианстве. Часто говорится, что все религии учат одно и то же, и что разницы между ними мало. Поэтому напомним читателю об основном в Православном христианстве. Иисус Христос учил об Едином Господе Боге, Создателе всего мира, Праведном и любящем Отце, Промыслителе, Который нас создал и дал нам заповеди о том, как жить. Господь нас учил что нужно жить по этим заповедям, нужно честно трудиться, почитать родителей, нельзя убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать и завидовать, и самое главное - нужно посвящать время Богу. Это были знаменитые Десять Заповедей, которые были даны древним евреям еще до Иисуса Христа. Иисус же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти (Матф. 5-7). Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Учение было настолько праведно, глубоко и очевидно и для тех языческих времен необычно, что было ясно, что оно исходило не от человека. Учение Иисуса Христа содержало семена для здоровой культуры и цивилизации человеческого общества. Оно быстро распространилось по всему миру и стало фундаментом для законов, нравственности и жизни всех народов. Поэтому эта новая культура начала называться "христианской", а народы "христианскими". В мире английского языка есть выражение "это есть Библия" (this is the Bible) что значит: это содержит все, здесь есть все, это есть основа всего. Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир - где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность - под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры. Тоже напомним читателю, что Православная Христианская Церковь и православное христианство - это та Церковь и то христианство, которое начато Иисусом Христом и потом по Его желанию продолжено апостолами. В самом начале определились пять древних Церквей: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская и Константинопольская. Позже эти матери Церкви создали другие дочери Церкви, которые тоже стали самостоятельными и равноправными. Таким образом сейчас существуют еще и Болгарская, Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Синайская, Церковь на острове Кипр и другие Церкви. В христианском Символе веры (краткое определение того, во что верят христиане) говорится что Церковь "соборная". Все Церкви были равны между собой и общего управления у них не было. Общие вопросы решались на собраниях, которые назывались Вселенскими Соборами. В течение первого тысячелетия учение Церкви утвердилось на семи Вселенских Соборах. В 1054 г. от Православной Христианской Церкви отделилась Римская (так называемые католики, которые претендуют на первенство в Церкви). От нее, в 1517 г., отделились протестанты, которые потом - из за неопределенности учения - разделились на массу отдельных групп (сект). В настоящее время, в 1998 г., их свыше 22.000. Православная Церковь не признает сектантов за Церкви, а только как христианские общества. Православная Христианская Церковь сохранила подлинное учение Иисуса Христа и отличается полнотой учения. Другие Церкви и группы постепенно отошли от первоначального христианского учения, и у них оно очень "разбавленное" и искаженное. АНМ

Глава I. Значение православия во внешней политической судьбе России

Каждый русский человек при встрече с иностранцами, в особенности с Запада, чувствует и замечает что мы - русские - во многом отличаемся от них. Наше мышление, мировоззрение, характер, интересы и общие черты другие. Иностранцы тоже это подмечают и дают нам эпитеты вроде "сумасшедший русский" (crazy Russian), или "загадочная русская душа" или "каждый русский является религиозным философом" (every Russian is a religious philosopher) или просто "ты такой смешной" (you are so funny). Так в чем же дело? Разгадка русского человека в том, что Православная христианская вера воспитала его характер и стала основой его мировоззрения и культуры. Поэтому и разница между русским человеком и западным чаще всего бывает из за того что у русского подход бывает более христианский. Многие русские духовные отцы, а также и светские писатели и мыслители об этом говорили и писали. Но все это было коротко или просто отдельные мысли и намеки. Есть несколько трудов, которые затрагивают эту тему, но нет хорошо разработанной книги. Книга профессора А.А.Царевского является исключением. Предлагаемая читателю книга есть переиздание работы профессора А.А.Царевского. Это прекрасно написанный труд, который затрагивает всю жизнь русского человека и наглядно показывает влияние Православной веры на него. Книга написана с большим чувством и любовью к русскому человеку, его культуре и стране, в которой он живет - России. Настоящее издание для наглядности и удобства дополнено заглавиями подглав и заголовками-резюме абзацев. В книге подробно описываются все отрасли жизни страны и характер русского народа. В ней четыре главы: (I) Влияние на политическую судьбу России, (II) Влияние на внутреннюю жизнь Руси, (III) Влияние на характер русского человека и (IV) Основные свойства русского человека. Книга была написана для верующего, православного христианина, живущего по своей вере и знающего Закон Божий, историю Церкви Христовой, жития святых и т.п. Не знающим всего этого, она будет трудной. Кроме того, мы живем во время когда люди крайне неосведомлены о христианстве. Часто говорится, что все религии учат одно и то же, и что разницы между ними мало. Поэтому напомним читателю об основном в Православном христианстве. Иисус Христос учил об Едином Господе Боге, Создателе всего мира, Праведном и любящем Отце, Промыслителе, Который нас создал и дал нам заповеди о том, как жить. Господь нас учил что нужно жить по этим заповедям, нужно честно трудиться, почитать родителей, нельзя убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать и завидовать, и самое главное - нужно посвящать время Богу. Это были знаменитые Десять Заповедей, которые были даны древним евреям еще до Иисуса Христа. Иисус же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти (Матф. 5-7). Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Учение было настолько праведно, глубоко и очевидно и для тех языческих времен необычно, что было ясно, что оно исходило не от человека. Учение Иисуса Христа содержало семена для здоровой культуры и цивилизации человеческого общества. Оно быстро распространилось по всему миру и стало фундаментом для законов, нравственности и жизни всех народов. Поэтому эта новая культура начала называться "христианской", а народы "христианскими". В мире английского языка есть выражение "это есть Библия" (this is the Bible) что значит: это содержит все, здесь есть все, это есть основа всего. Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир - где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность - под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры. Тоже напомним читателю, что Православная Христианская Церковь и православное христианство - это та Церковь и то христианство, которое начато Иисусом Христом и потом по Его желанию продолжено апостолами. В самом начале определились пять древних Церквей: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская и Константинопольская. Позже эти матери Церкви создали другие дочери Церкви, которые тоже стали самостоятельными и равноправными. Таким образом сейчас существуют еще и Болгарская, Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Синайская, Церковь на острове Кипр и другие Церкви. В христианском Символе веры (краткое определение того, во что верят христиане) говорится что Церковь "соборная". Все Церкви были равны между собой и общего управления у них не было. Общие вопросы решались на собраниях, которые назывались Вселенскими Соборами. В течение первого тысячелетия учение Церкви утвердилось на семи Вселенских Соборах. В 1054 г. от Православной Христианской Церкви отделилась Римская (так называемые католики, которые претендуют на первенство в Церкви). От нее, в 1517 г., отделились протестанты, которые потом - из за неопределенности учения - разделились на массу отдельных групп (сект). В настоящее время, в 1998 г., их свыше 22.000. Православная Церковь не признает сектантов за Церкви, а только как христианские общества. Православная Христианская Церковь сохранила подлинное учение Иисуса Христа и отличается полнотой учения. Другие Церкви и группы постепенно отошли от первоначального христианского учения, и у них оно очень "разбавленное" и искаженное. АНМ

Православие преображает

101. Вера Христова преображает отдельные лица и целые народы. По неподражаемо прекрасному уподоблению Самого Спасителя, божественное учение Его в жизни человеческих обществ есть как бы "мал квас, который все смешение квасит" (Матф. 8, 33). Искренно и честно воспринятое, оно проникает до сокровеннейших тайников души человеческой и способно до неузнаваемости, диаметрально изменить все духовное существо человека. Всемирная история хранит на своих страницах множество фактов дивного преображения и отдельных лиц и целых народов, в своем религиозном голоде обращавшихся ко Христу и воспринимавших на себя Его иго благое и бремя легкое. История свидетельствует, что куда бы и когда бы ни проникала вера Христова, всюду она являлась истинным и величайшим благодеянием Божиим, началом нового и лучшего порядка вещей, основанием всего, чем возвышались и благоденствовали народы. Но едва ли не самый величественный и поразительный пример благотворного воздействия христианства представляет именно наше отечество, земля святорусская. 102. Россия всем обязана Православному Христианству. Призванная Промыслом Божиим для хранения спасительной истины правого боговедения, подлинного, Православного христианства [1], Россия всем и обязана была Православному христианству. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество; оно всесторонне проникло собою жизнь народа русского и наложило свою неизгладимую печать на все проявления этой жизни, - можно сказать, Православие создало великое тело России и одухотворило его, стало поистине душою России. См.: "Православие, как единая в мире истинная религия" и "Россия - светоч Православия". Казань. 1894 г. ^

Православие объединяет

103. Православная Русь возникла, когда Запад стал на еретический путь. Славянорусское царство возникло среди в высшей степени знаменательных обстоятельств, в которых нельзя не усмотреть его особенного и высокого промыслительного предназначения. Неожиданно и как бы из ничего, т.е. из самых нестройных и слабых элементов, возникла сильная и великая Русь, как раз в то именно время, когда обитатели ее приняли Православное христианство; она возникла, далее, в ту именно историческую эпоху, когда западный христианский мир стал на путь еретических заблуждений, а восточный готов был окончательно пасть под владычеством ислама. Россия явилась, таким образом, как нарочито самим Промыслом Божественным воздвигнутая обитель истинного богооткровенного вероучения, как новый кивот для хранения на земле истинного, Православного христианства. Так сказать, родившись на свет Божий прямо православною, "святою", Россия и начала юную жизнь свою под всеобъемлющею опекою Православия. 104. Православие было связующим и объединяющим началом разобщенных славян. Самое политическое сложение России как единого и обособленного государственного организма произошло под несомненным и живейшим влиянием Православного христианства. Последнее послужило связующим и объединяющим началом, которое создало русское государство из хаоса, хотя и родственных, но разъединенных, диких и враждующих между собою племен. Подобно тому, как при начале христианства все крестившиеся во Христа - греки, римляне, готы, кельты и т.д. - слились в одном общем типе христианина, так и у нас все эти, теперь только по именам памятные, древляне, поляне, северяне, вятичи, кривичи, радимичи и т.д. объединились, с принятием христианства, в нераздельном едином типе православного русского человека. Есть сведения, что Владимир Святой, еще до принятия христианства, стремясь к объединению разобщенных славян русских, пытался связать их узлом веры и с этою целью, подражая политике древних римлян, собрал идолов, чтимых разными славяно-русскими племенами, в Киев, поставил их наряду со златоглавым Перуном. Но различное отношение племен к разным кумирам, а еще более того внутренняя пустота и безжизненность язычества не могли духовно сроднить и слить разъединенные члены, хотя бы и единого, но не одушевленного одним духовным началом племени. Только христианство имеет в этом отношении неоспоримое и недосягаемое преимущество пред всеми религиями: как высочайший из законов, властвующих над сердцем человеческим, закон любви, христианство обладает дивною силою объединять всех исповедников своих в единое тесное и неразрывное братство. В этом духовном объединении совершенно исчезает обычная человеческая рознь, порожденная разноплеменностью, так же как в христианстве "нет иудея, нет эллина, нет ни раба, ни свободного, но все едино о Христе Иисусе". 105. Православие объединило русские земли. И вот, Православному христианству суждено было лечь основным камнем в политическом созидании русского царства. Ставши общею религиею всех русских племен, сразу все их осенившее своим божественным светом, оно быстро и без всяких усилий стянуло всю землю русскую незримыми и нерасторжимыми духовными нитями. Бывшие дотоле иные, естественные связи, сами по себе слабые и непрочные, в Православном христианстве получили теперь свою крепость и освящение. Церковь сразу и для всех стала выше, святее и дороже всего, как общая всех примирительница и защитница, равно всех обнявшая своими чадолюбивыми объятиями святая мать. Уже преподобный Нестор, первый известный нам голос нашего славяно-русского самосознания, отметил в своей Летописи знаменательный факт слития всех племен и народов, населявших необозримые пространства древней Руси, в одну семью, в "един язык, крестившийся во единого Христа". Тем же сознанием единства национального проникнут был и первый наш русский вития православный, митрополит Илларион, который как бы пророчески приветствовал уже и великое будущее могущественной России. Наконец, то же сознание единства племенного одушевляло и первого нашего благочестивого паломника русского игумена Даниила, который повергался пред гробом Господним в Иерусалиме с молитвою за всю вообще Россию, за всех князей ее и поставил "лампаду с елеем от всей земли русской". 106. Православие создало православную Русь, - царство со своеобразным строем и идеалами, с особенною историческою судьбою и задачей.

107. Православие приобщило многие народы к русской народности. В самом деле, на необозримых пространствах нашей России, в дали минувших веков, сколько обитало разнородных племен, не только славянских, но также и финских, и литовских, и монгольских и т.п.; но все они, мало-помалу прививаясь к вселенскому древу жизни, святому Православию, постепенно перерождались, сливались вместе в один племенной тип, в единство русской народности.

Да, впрочем, и недалекое сравнительно прошлое показывает, какую могущественную услугу национальному русскому делу оказывает Православное исповедание: мордва, татары, чуваши, черемисы и т.п. инородцы, даже евреи, с принятием Православного христианства, на наших, можно сказать, глазах, так естественно и быстро перерождаются и приобщаются к русской народности, что через два-три поколения трудно бывает и усмотреть в них какие-нибудь племенные черты их инородческого происхождения. Например, из недавно еще преобладавшего в нашей северо-восточной России татарского населения, благодаря успехам Православной веры Христовой, образовалась теперь такая крепь православного велико-русства, что можно ли даже и узнать в этих, несомненно не русских по происхождению Юсуповых, Урусовых, Батуевых, Кугушевых, Алеевых, Мамаевых, Кильдишевых, Биклемишевых и т.п. их старый, инорусский тип?! 108. Другие узы и сцепления не приобщают к русской народности. Между тем, все другие узы и сцепления, как, например, политические, законодательные, образовательные и т.п., никогда не в состоянии бы были сделать подобного превращения. Например, магометане, в течение целых столетий живущие в пределах России, делящие с ней исторические судьбы, подчиняющиеся ее властям, управляющиеся ее законами и пользующиеся ее образовательными средствами, но не принявшие Православного христианства, - так и остаются совершенно чужими в отношении к русской народности, только союзными с последнею, но нимало и не родственными ей. 109. Сочетание веры и народности. Таким образом, Православная церковь Христова изначала и всегда была и есть объединяющее начало и основная стихия русского народности; Православие легло краеугольным камнем великого здания России, и на нем зиждется наше национальное единство, цельность и самобытность. Столь тесного сближения и такого, так сказать, проникновенного взаимного сочетания веры и народности, как в России, не представляет еще ни один известный истории народ. Некоторую в этом отношении аналогию с русским народом, хранителем истинного боговедения в новое время, может составить разве только народ древнееврейский, хранитель истины богооткровенной в ветхом завете.