Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский.
У кого, пишет позднейший безмолвник и затворник епископ Феофан, образовались влечение внутрь и восхищение к Богу, и особенно у кого начали действовать совершенное предание себя Богу и непрестанная молитва, удержать такого в общежитии и сожительстве с другими невозможно.
Возлюбившие блаженное безмолвие проходят делание умных сил и подражают их образу жизни. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца: так и восшедший на небо безмолвия не насытится, воспевая Создателя. Таким образом, все занятие безмолвника быть с единым Господом, с Коим и беседует он лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо.
При этом такое внутреннее безмолвное делание ограждается и охраняется другим блюдением безмятежия помыслов...
...И вот теперь отцу Серафиму предлагают оставить это блаженное безмолвие, насильно хотят возвратить его снова в сожительство с другими, поместить опять в молву многолюдного монастыря, посещаемого тысячами паломников...
Какой перелом жизни!.. Это теперь не менее важный или даже более важный и решительный момент для духа преподобного, чем оставление родного крова и любимой матери 32 года тому назад: там все светлое, высокое и увлекающее было впереди; теперь же его, кажется, влекут назад, к низшему, пройденному, почти уже забытому за 16 лет пустыньки... ...Что делать?
И становится понятным поведение святого молчальника: безмолвно он выслушал весть от брата, безмолвно и проводил его, без единого слова...
Значит, этого слова еще не было в душе преподобного.
...Послушник в недоумении ушел обратно. А старец, несомненно, обратился к Богу, лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо. В этом прошла вся неделя...
Привыкший к безусловному послушанию, о.Серафим не мог сойти с этой спасительной для многих стези. Но еще меньше он мог оставить блаженное безмолвие. Выход он, подобно Григорию Богослову, нашел в среднем пути: он решил жить в монастыре, как бы в пустыни, быть вместе с другими телом, но безмолвствовать духом. Преподобный решил жить в обители в затворе: так сочетаются и внешнее послушание и внутреннее безмолвие. Лишь увеличится сила подвига, ибо в монастыре хранить безмолвие духа, даже в затворе, будет труднее.
Есть безмолвие внешнее, говорит святой Иоанн Лествичник, когда кто от всех отделившись живет один; и есть безмолвие внутреннее, когда кто в духе един с Богом пребывает не напряженно, а свободно, как свободно грудь дышит и глаз видит... Пусть келья безмолвника заключает в себе тело его, а сие последнее имеет в себе храмину разума.
Безмолвие, говорит епископ Феофан Затворник, не всегда есть уединенный образ жития, но непременно бывает состоянием, в коем внутрь собранный и углубленный дух, огнем Духа Божественного возводится к серафимской чистоте и пламенению к Богу и в Боге.
Отец Серафим достиг уже этого состояния, и потому ему было безопасно возвратиться в обитель и идти дальше по пути живого богообщения... И казалось, будто в существе ничто не менялось. Но Бог усмотрел лучшее...
...Брат рассказал, как принял его батюшка. Отец-настоятель, может быть, узрел в этом молчании признак своей воли, велел послушнику в следующее воскресенье повторить ему решение собора. На этот раз о.Серафим благословил брата и вместе с ним пришел в монастырь. Это было 8 мая 1810 года, в день тайнозрителя и Апостола любви Иоанна Богослова, и в канун великого Чудотворца, Многомилостивого Святителя Николая. Первый сочетал в себе и высочайшее созерцание, и нежнейшую любовь к деткам, чадцам, людям (1Ин.2,1; 4,4; 5,21).
А святому Николаю, когда он хотел уйти в пустынь, был глас Божий: Иди в мир, и спасешь душу свою.