Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский.
Оградись молчанием и внимай себе! сказал ему батюшка. И благословив счастливого наблюдателя, скрылся в свою келью.
Кроме этого, о.Серафим своими руками изготовил себе гроб с крышкой, выдолбив их из цельного дуба. И он всегда стоял у него в сенях, чтоб напоминать ему и другим о смертном часе. Около него особенно часто будет молиться преподобный пред кончиною своею. И после затвора не раз просил иноков: Когда я умру, умоляю вас, братия, положите меня в моем гробе!
Так потом и было сделано.
В таком строгом затворе святой Серафим провел пять лет, никого не принимая, ни с кем не беседуя и даже никому не отворяя своей кельи, кроме как для Хлеба Небесного, и не всегда для пищи земной.
К концу этого периода, к монастырскому престольному празднику Успения Богородицы, приехал епископ Иона, впоследствии экзарх Грузии. Желая видеть затворника, о коем молва давно уже доходила и до далеких покоев тамбовских архиереев, он в сопровождении игумена о.Нифонта и других лиц направился к келье о.Серафима. Постучались они, но ответа оттуда, по обычаю, не было. Сказано было через дверь, что старца хочет видеть Владыка, но о.Серафим, как и всегда, молчал.
Тогда о.Нифонт предложил снять дверь с крюков и таким образом против воли узреть затворника. Но епископ рассудил за лучшее отказаться от своего желания, добавив со страхом: Как бы не погрешить нам!
И, оставив старца в покое, уехал из обители.
Затворник, опасаясь человекоугодничества, не изменил своего обета даже для епископа. А может быть, он духом прозревал в нем и нечто строптивое против себя, и маловерие в благодать Божию?..
Но дивны дела Божии: всего через несколько дней эти же двери раскроются, и не для монахов впервые, а для мирян...
Затворник выйдет на высший подвиг, выше которого уже нет на земле, подвиг любви. (1Кор.13).
Глава 7. На высоте совершенства.
Плодом столь долгих и чрезвычайных подвигов преподобного было бесстрастие, а оно, в свою очередь, является путем к вселению Духа Святого в сердце человека.
Кто сподобился быть в сем устроении, т.е. бесстрастии, говорит епископ Феофан, затворник Вышенский, тот еще здесь, облеченный бренною плотию, бывает храмом живого Бога, Который руководит и наставляет его во всех словах, делах и помыслах, и он, по причине внутреннего просвещения, познает волю Господню, как бы слыша некоторый глас.
И вот, наконец, Богообщение и Боговселение последняя цель искания духа человеческого, когда он бывает в Боге и Бог в нем. Исполняется, наконец, благоволение Господа и молитва Его, чтобы, как Он в Отце и Отец в Нем, так и всякий верующий едино был с Ним (Ин.17,21)... Таковые суть Храм Божий (1Кор.3,16), и Дух Божий живет в них (Рим.8,9).