Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты

Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты

ПРЕДИСЛОВИЕ

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

"Благовещение. Библиотека православного христианина." (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

"Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).

Русские люди всегда славились своим здоровьем, выносливостью и силой. Примеров тому не счесть: инок Пересвет, полководец А.В.Суворов, писатель Л.Н.Толстой и многие другие. Сам уклад жизни россиян умеренное питание (с соблюдением постов), бани, закаливание, физический труд способствовал здоровью, которое, безусловно, очень важно. В последнее время в школах и во многих вузах был введен новый предмет валеология. Буквально это слово означает "здоровый образ жизни". Программы по валеологии заставили насторожиться и родителей, и педагогов. Это и неудивительно они учат буквально всему: от сексологии, правил ухода за волосами, кожей, о кишках, стрижке ногтей до интимной гигиены и элементов оккультизма. Все это предполагалось вводить в школах с 1 по 11 класс. Улучшит ли этот курс здоровье детей? Несложно догадаться, что нет. Для действительного оздоровления детей нужно прежде всего физическое воспитание. Сегодня спортивные залы в школах часто сдаются кому угодно, вместо того чтобы использоваться по назначению. Стадионы давно уже заняты коммерческими структурами, банками и кем угодно. Здоровый образ жизни необходим, с этим никто не спорит. Но вместо реальной заботы о здоровье мы видим таинственный предмет "валеология". Собственно говоря, науки такой нет, а есть плохо соединенная смесь дисциплин естественнонаучных и медицинских: анатомии, физиологиии, санитарии, гигиены, природоведения, сексологии, сексопатологии. Нередко это пронизано оккультным содержанием и обогащено опытом йоги, теософии и т.д.

Пожалуй, самое настораживающее в содержании валеологии это те ценности и приоритеты, которые она прививает ребенку. Школьнику внушается, что "здоровье главная ценность человеческой жизни". Не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец, но именно физическое здоровье. Высшая ценность, вкладываемая в ребенка новыми валеологическими программами, "осознание себя, которое лучше начать со строения собственного тела". Детей учат любоваться своим телом и любить его! Человек живет ради своего здоровья, в нем "главная ценность жизни" [1]. Учебные пособия по валеологии призывают детей "изучать свой организм", "прислушиваться к своему организму", "говорить о болезнях", непрерывно вслушиваться к ощущениям в печени, в кишках, в носу. Развивать у детей излишнюю мнительность вряд ли разумно. Концентрация внимания на теле в период воспитания чувств грубейшее нарушение возрастной психологии и физиологии. Из-за фиксации на организме у школьников скорее будут развиваться неврозы, чем улучшится здоровье. В итоге так называемые "оздоровительные программы" не только не выполнят декларируемую цель, но будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.

В учебных пособиях по валеологии звучат призывы "смело освободиться от рутины авторитетов", от "устаревших догм" нравственности, освободить детей от "притязаний родителей". Нередко встречаются такие цитаты: "Независимость от семьи является нормой". К чему ведет "независимость от семьи" на практике, рассказывает доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов): "Я побывал на уроке валеологии в местном молодежном центре в г. Ноябрьске. На урок пришли подростки 11-12 лет, девочки. Тема занятия "Любовь и дружба". После хорошего, в общем-то, начала о том, как важны любовь и дружба, разговор принял откровенно сексуальный оборот. Стали говорить о том, что дружба-то предполагает общение между мальчиками и девочками весьма близкое. "Поднимите руки те, у кого уже были мальчики!" предложила преподавательница. Подняла руку одна девочка из пятнадцати. Другие засмущались. И педагог-психолог начала хвалить "более раскрепощенную": "Ты молодец, что не побоялась сказать об этом при всех вот это правильно, ты ведешь самостоятельную жизнь. Теперь, дорогие мои, давайте запомним, что вы становитесь подростками, вы уже почти взрослые люди. Когда вы были маленькими вы нуждались в папе и маме, которые вас опекали, одевали. А теперь вы уже самостоятельные люди!.." Все, что было сказано дальше, наводило детей на мысль: родители теперь не нужны. Главная идея дальнейшего разговора отрыв от родителей, чтобы дети вели самостоятельный образ жизни, и во взглядах не зависели от отца с матерью. Вот в чем суть этих уроков" [2].

В валеологических программах прослеживаются весьма четкие установки: можно высказывать любые мнения, задавать любые вопросы (например, отстаивать права гомосексуалистов), но нельзя критиковать, нельзя оценивать и давать советы. Нельзя давать оценки тем или иным поступкам, мотивам, поведению и образу жизни, но нужно предлагать ребенку "выбор", полностью устранившись от воспитания. При этом детям дается исчерпывающая информация о всевозможных извращениях во всех подробностях. Школьники знакомятся с "источниками полового возбуждения", с "сексуальными предрассудками" (это предрассудки родителей насчет целомудрия), с "разнообразием сексуального поведения", с "особенностями гетеросексуальных отношений", с "сексуальными отношениями между взрослыми и несовершеннолетними". Это называется поставить детей в "ситуацию аргументированного выбора". При этом "учитель должен исключить наставление". Выбирайте, мальчики и девочки! Сознательный выбор важен, но не надо быть психологом, чтобы понять, что выберет большинство после такой атаки. Ведь дети до 21 года не способны в достаточной мере предусматривать последствия, они нуждаются в запретах, в четких оценках "хорошо плохо". Такие курсы лишают детей защиты и помощи взрослых. Ответственность же за последствия "выбора", за опрометчивые поступки целиком перекладывается на ребенка.

"Вы должны, внушают детям валеологи, брать на себя ответственность за собственные поступки. Каждый человек сам отвечает за свои поступки". Тексты, предназначенные для борьбы против наркотиков, говорят: "Выбирайте сами: жизнь или смерть, и пусть ваш выбор будет осознанным". Ребенку предлагают выбирать не только хорошее, но и плохое. Не встают у него на пути к погибели, а равнодушно предлагают осознанно выбирать жизнь или смерть. Родителям советуется не читать детям мораль, исключить наставления. Вместо беспощадной борьбы с теми, кто производит, завозит, распространяет наркотики, в том числе и в школах, советуют детям осознанно выбирать жизнь или смерть.

Несмотря на облагороженный внешний вид, в программах по валеологии и на уроках валеологии по-прежнему насаждается так называемое "сексуальное воспитание" несовершеннолетних, вызвавшее волну протестов. Авторы этих программ ведут активную обработку родителей, добиваясь их согласия на то, чтобы "научить детей быть здоровыми". К сожалению, многие родители не догадываются, что скрывается за приглаженными фразами.