Выдержки из писем святителя Феофана Затворника

Добрый ответ на Суде не иной, ибо о том, что сделано, и вопросов не будет.., а что не сделано или сделано противно должному... тут весь ответ... И этого ничем нельзя покрыть, как покаянием здесь... (6, п. 1035, с. 194).

Будущая жизнь будет соответствовать духовному преуспеянию здесь (37, с. 160). Будущее блаженство что есть, как не нескончаемая вечеря Господа с верными Своими? Там Он их всем удовлит, всем насытит, обвеселит и облаженствит (38, с. 91).

ПОМОЩЬ БОЖИЯ

Даром ничто не приходит. Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства... и полным сердцем начнут взывать: "Господи, помоги!" А пока остается хоть малое чаяние чего-либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда, как бы говоря: "Чаешь сам достигнуть! Ну и жди..." Но сколько ни будешь ждать, ничего не будет (4, п. 572, с. 41).

Сознание бессилия настоящее преддверие к получению помощи Божией (4, п. 615, с. 90).

БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА

Благодать Духа Святаго с нами с момента крещения и миропомазания. Молитвы церковные, домашние, труды подвижничества и доброделания развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому средство сердечная молитва, которую и самому надо считать плодом Духа и вместе привлекательницею Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницею Духа (2, п. 342, с. 211).

Дело обращения к вере благодать совершает, а как? это тайна. Орудий у нее много (33, с. 263).

Благодать двояко действует: со вне, когда призывает, и это всеобщая благодать, никто не исключен: ибо Господь всем хочет спастися и в разум истины приити; когда кто, вняв призванию, обращается, тогда благодать чрез Таинство крещения или покаяния внутрь вселяется и там созидает спасение или образует из стихий добра, естественных человеку, нового человека, наследника вечного Царствия Небесного, не властительски, а руководительно и помогательно, то есть, указывая добро, и помогая совершать его (1, п. 185, с. 204).

Благодать Божия не смотрит на то, каков кто был до возжелания ее, а ждет только этого возжелания. И тотчас начинает свое дело, как у Екатерины-великомученицы чистой, так и у Марии Египетской, бывшей до того неисправною (36, с. 106).

Враг и лукавое, грехолюбивое сердце все тянет на свою сторону. Благодать Божия помогает тому, кто сам себя бережет, а кто бросается в огонь, того она оставляет сгореть (5, п. 818, с. 104).

...Не подходят ли спереди искушения внутренние, или скорби и тяготы внешние? Такова мысль святого Исаака. Ощутишь, говорит, особое действие благодати. Смотри строго во все стороны, не отяготила бы какая напасть. Но ближе скорбных напастей, припадки самовосхваления... Собирайте тогда все из прежней жизни, чего по совести похвалить не можете, и завалите этим возстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. За самовосхвалением и самоценом следуют греховные помыслы и движения и другое немалое. От этого всего спаси вас Господи! (3, п. 531, с. 227 228).

Самоцен и отступление благодати всегда неразлучны. Господь отвращает очи Свои от зазнавшегося... А за отступлением благодати не всегда падение следует. Следуют только охлаждение, нехорошие движения и неустойка против страстей, не в смысле падения в дела страстные, а в смысле смятения сердечного: например, скажет кто неприятное слово... и сердце загорится гневом и подобное (6, п. 969, с. 84).

Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием, и это одно приведет вас к доброму концу. Все сие от благодати Божией. Без благодати Божией никаким другим способом ничего духовного приобрести нельзя (5, п. 939, с. 231).