«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Молитва ко иисусу Христу Спасителю нашему и Богу, по вся дни.

Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим, Иисусе, внегда унывати духом нашим; не разлучайся от душ наших в скорби, не удаляйся от мыслей наших во обстояниях: но присно нас предвари. Приближися нам, приближися везде сый; якоже со Апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе Щедре: да совокуплени Тебе поем и славословим Всесвятаго Духа Твоего.

И к Богородице:

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есьмы раби, да не постыдимся. И еще: Милосердия двери отверзи нам, и проч.

25 Марта 1861 г.

89. Приглашение приехать в обитель. О злоусердии дворовых работников

Грустное мне письмецо Ваше я сего дня получил, за которое приношу Вам благодарность мою. Сердце мое исполнилось печалию о Вас, что Вы со всех сторон окружены одними лишь неприятностями. И когда нет ни внимания, ни помощи от людей, то должно прибегать к помощи Божией, что и св. Давид указывает, говоря: Бог нам прибежище от скорби. Хорошо, что Вы надумали прокатиться к нам, хотя бы и на краткое время. Может быть, трудный теперешний путь послужил бы Вам и в пользу, ибо по пословице: ум свой хотя и хорош, а два лучше. Тогда мы обо всем, что нужно Вам, переговорим; а до того времени запишите для памяти, о чем должно спросить. Когда Вы будете в Я. на совещании, то советую Вам на вопросы ответы давать неспешно и хладнокровно; чтоб и обдумать прежде, и не растрогать самолюбия в других. Что делать? Теперешнее положение нелегкое. Но не Вам одним, а всем сей крест должно несть, тако бо изволися Отцу Нашему Небесному, без Него же ничто же бысть, еже бысть. Теперешнее положение вызывает и Вас на деятельность; ибо справедливо сказали Вы: под лежачий камень и вода не бежит. Притом, если Вы по своему хозяйству будете иметь уклончивость, то кто же за Вас будет обделывать Ваши дела?

Грубыя и дерзкия выходки М. противу Вас - дело это не его ума, а настроения других, которые молком кусают, посему и следовало бы за таковую дерзость удалить его из дома; ибо и наемный не дороже будет Вам стоить его. Иначе, диаволу помогающу ему, еще большее сделает Вам зло, т. е. сведет со двора всех Ваших коней, и передаст Г. И- ку, за что тот погладит ему не спину, а головку, да еще и спасибо скажет: а Вас обвинят, что караул был слаб и замки не крепки. Подобно сему, когда я был еще в Ярославце, то свели из конюшни 7 лошадей и угнали. После следствия, которое тянулось более двух лет, мошенников оправдали, а меня обвинили, что я борзых собак не держал в монастыре.

8 Апреля 1861 г.

90. И искушения могут служить освобождению от вечных мук

Прочитавши последнее Ваше письмо, объято было сердце мое не малою печалию о Вашем теперь горьком житье-бытье. В разсуждении новаго положения крестьянскаго быта. И этому горю никто не может помочь, кроме Единаго Господа, Котораго всегда и прошу и молю, чтобы Он укрепил сердце Ваше к терпению, и даровал некоторую отраду. Что делать? Теперешнее нелегкое положение всех благородных лиц несколько похоже на решительное (т. е. искупительное) очищение грехов юности и неведения, за каковые грехи и беззакония иному барину довелось бы вечно мучиться в огне; а теперешнее искушение многим послужит к освобождению от вечных мук. Посему настоящий крест свой, как бы он тяжек ни был, должно стараться нести терпеливо, в чем и да поможет Вам Господь Бог! А что крестьяне Ваши требуют от Вас отчета за десять лет, то это означает в высшей степени их мужицкую буйность и непокорность, за которую Господь Бог смирит их. Впрочем все это указывает Вам прибегать с смиренною молитвою ко Господу Богу, как и св. Давид говорит: Бог нам прибежище в скорби.

1861 г.

91. Нужно обязательно молиться за ненавидящих и обидящих нас!

В минувшем лете после отбытия Вашего, долгое время не имея о Вас никакого слуха, скучал я и не знал, в каком Вы находитесь положении, приятном или неприятном. Но Е. И. посещением своим утешила меня, и сказала, что Вы по прежнему занимаетесь службою, чему сердечно радовался я, и благодарил за Вас Бога. А без должности жить было бы для Вас нелегко; почему я должен дорожить должностию, и быть пред начальствующим исполнительным и признательным, памятуя Апостолов наставление: «Чадо, молю прежде всего творити моления, прошения, благодарения за вся человеки, т. е. за царя и за всех, иже во власти суть.» А чего ради должно это делать? Того ради, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Сие бо добро и приятно есть пред Спасителем нашим Богом. А не думать, как некоторые неразумные думают: что мне за злодеев молиться? Но лучше придержаться учения Христова, Который так учит: «Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть; и будете Сынови Отца вашего, паки на небесех.» Если, при помощи Божией, будете жизнь свою сообразовать во всем с святым учением Христовым, тогда во всем благо будет Вам, и ни в чем не будете иметь нужды; но блага сами собою рекой польются к Вам на двор.