«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Прочитал я и приложенное письмецо и, сколько мог вразумел содержание онаго. В нем ничего нет сомнительнаго и двусмысленнаго. Он, во-первых, советует молиться Вам самим, говоря: молитву пролию ко Господу Спасителю мира, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона Пророк, возведи от тли живот мой, многомилостиве, Свете мирских людей, 1845-го года т. е. года месяца Октября 4го дня. А на обороте онаго, по слову св. апостола Иакова, советует друг за друга молитися, да исцелеете. А в заключение всего говорит: а вино и елей, Спасе, на твои люди для исцеления пролей, что самое означает, по слову того же Апостола: болен ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне; и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Но в нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства сего многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми Апостолами во исцеление от всех недугов, и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал; ибо чрез особорование мною недостойным человек до двадцати все они от тяжких и неисцельных болезней освободились. В том числе и старца отца Леонида в болезнях его раз до пяти соборовал я, а также многих других. Почему, Бога ради, не будьте Вы, матушка, мнительны; ибо святая Церковь, как чадолюбивая мать, таинствами своими не умерщвляет, но оживотворяет нас, утешает и спасает. И когда бы Вы были теперь в Ю., то поспешил бы навестить Вас, и побеседовать о сем с Вами. Впрочем, я крепко надеюсь, что Вы на родину свою в добром здоровье возвратитесь, о чем я не престану молить Господа Бога. Весьма также полезно и спасительно в болезни своей человеку нередкое приобщение Святых и Животворящих Таин Христовых Тела и Крови. Но вот и тут у некоторых светских людей имеются безразсудные предразсудки, т. е. чтобы тем не напугать больнаго. Будто Христос Собою пугает больных; какое безумие! Он наш Спаситель, Источник исцелений, и сладчайший Утешитель во всех страданиях душевных и телесных. А посему, возлюбленная, со всем усердием, с верою, с любовию и со страхом Божиим приступите, и Источника сего безсмертнаго вкусите. Вы от приобщения Святых Таин получите ощутительное облегчение болезней, и успокоение в духе своем, и утешение. Я Вам сие советую от всей души моей с любовию; а Вы, матушка, также совет сей с любовию примите, и благо будет.

Вы между прочим исповедуете мне немощь свою в том, что не имеете ни кротости, ни смирения. Тоже и я не имею оных; а должно бы иметь, ибо кротость нрава и смирение сердца такия нужныя добродетели, без которых человек не точию Царства Небеснаго, но и душевнаго спокойствия ощутить в себе не возможет. А посему будем мы с Вами вкупе просить сладчайшаго Иисуса, чтобы научил нас смирению и кротости. Ибо в чьем сердце возродится смирение и кротость, тот обрящет истинный покой душе своей, всем будет доволен, за все благодарен, ко всем любовен и мирен, никого ни за что не осудит, и не подосадует, и исполнится сердце его сладости божественной, т. е. ощутит в себе самом Царствие Божие; ибо Бог смиренным только дает Свою благодать. А посему, почтеннейшая матушка, помолитесь сколько нибудь и обо мне, чтобы сладчайший Иисус Спаситель наш и Бог научил меня смирению, и даровал мне благодушное терпение в ношении креста, т. е. в неисцельных болезнях моих; ибо и я болею непрестанно. Впрочем, легче мне видеть себя самаго больным, нежели Вас и других подобно страждущими. И сие я Вам говорю истину, как служитель олтаря, не лгу.

Вот видите, почтеннейшая матушка, от искренняго усердия моего к Вам и сострадания о Вас потерял я и меру в словах. За излишие таковое прошу не посетовать на меня. За сим, усердно желаю Вам милости Божией, душевнаго мира, здравия и спасения, и исцеления от всех, обдержащих Вас, недугов. А вместе с сим желанием поручаю себя продолжению Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих остаюсь навсегда к высокороднейшему лицу Вашему с истинным высокопочитанием моим и любовию о Господе всегдашним богомольцем Вашим и всенижайшим слугою немощный и многогрешный Игумен Антоний.

9 Октября 1845 г.

123. Душа — всего дороже

Видя из приятных и искренних строк Ваших описываемую Вами некоторую отраду в болезни своей, я сердечно порадовался тому, что призрел Господь на смирение рабы Своея, и посетил Вас милостию Своею; о чем от всей души моей благодарил я Господа Бога. А потом благодарю и Вас, почтеннейшая матушка, что не презрели совета моего, и вскоре приобщились Святых и Животворящих Таин Христовых. Истинно, смиренные люди всегда бывают послушливы! Написавши Вам письмо и некоторые советы, несколько безпокоился я, опасаясь, чтобы своими советами не разстроить чувствительности Вашей, почему и хотел было уничтожить оное, написав коротенькое; но, помолясь Богу, решился послать то самое, не переписывая, предав воле Божией; если б оно было вредно для Вас, то могло бы и утратиться. Но Вы благосердо оное приняли, и изъявили благодарность свою выше заслуги моей, за что спасет Вас Господь Бог!

На счет особорования святым елеем, прошу Вас быть свободными, и спокойными в духе; ибо я и в прежнем письме моем упомянул, что о сем предмете поговорим с Вами лично. А теперь скажу Вам только то, что соборование св. елеем имеет благодатную силу врачевать не одне только телесныя болезни, но и душевныя недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами.

А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке, и румяном по наружности, то не должно нерадеть и об душе своей, яко же о вещи безсмертней, которая не точию честнее тела, но и дороже всего видимаго в мире. Мне представляется в мысли, что и теперешнее страдальческое состояние Ваше, может быть, не следствие ли душевных страданий от разных огорчений и неприятностей, кои, время от времени возрастая, разслабили и телесный Ваши силы до тяжкой болезни. Страдальческое состояние души своей отрадно бы было раскрыть искреннему другу; но всякий ли имеет у себя это безценное сокровище? Да и друг только может пожалеть о страдании, но не освободить. Для сего нужен также благоискусный врач, а наиболее всего помощь Божия и смиренная ко Господу молитва, как и Иван Яковлевич советывал Вам взывать: молитву мою пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися. При пользовании себя средствами медицинскими, старайтесь удерживать себя в спокойствии по духу, чтобы никакия дрязги семейныя или сторонния, чрез уши не допускать до сердца, и не потрясать оными своей души; ибо всякое безпокойное воображение препятствует врачеванию. А посему старайтесь слабостями других не слишком трогаться и не осуждать, но великодушно извинять, и о исправлении их молиться Богу; поелику от Господа стопы человеком исправляются, а не от нас самих. Почему и должны говорить: научи нас, Господи, творити волю Твою! и: стопы наша направи по словеси Твоему, да не обладает нами всякое беззаконие.

И так простите мне, почтеннейшая матушка, что я от сострадания моего к Вам и любви о Господе столь много расписался, что забыл и меру, забыл, что я и сам тяжко болен, и озабочен многими делами по должности своей. Впрочем, на следующее время нужно мне и побезмолвствовать; почему прошу Вас быть снисходительными и к беседе моей, и к молчанию.

6 Ноября 1845 г.

124. Иной больной человек чаще размышляет о душе, нежели здоровый

Достопочтеннейшая и милостивейшая благодетельница моя и многоболезненная раба Христова!

Возмогайте о Господе!

Многоболезненное и безотрадное состояние здравия Вашего приводит и мое сердце в соболезнование о Вас; почему, по долгу любви и сострадания моего, я ежедневно молил и молю Господа Бога, чтоб даровал Вам христианское терпение в болезни Вашей и облегчение. Но если доселе продолжается болезнь, то это не потому, будто бы не слышит Бог молитвы молящихся к Нему, но потому некоторых оставляет Он без исцеления, чтоб лучше и более облагодетельствовать человека страждущаго; дабы, чрез временное страдание, освободить человека грешнаго не точию от вечных мучений за грехи, но и даровать ему спасение, и соделать наследником Небеснаго Царствия. Господь Бог глубиною мудрости Своея истинно человеколюбно все строит и полезное всем подает. И наш долг есть ничего не испытывать, почему бывает так, а не так; но с детскою покорностию должны предать себя самих в святую волю Отца нашего небеснаго, и сказать из глубины души: Отче наш, да будет воля Твоя! Посему если посмотреть на человека здороваго, и посмотреть на человека, долговременно страждущаго, и разсмотреть состояние души одного и другаго: то кого из них назвать блаженным или окаянным,- здороваго или страждущаго? Например, Вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние во грехах своих пред Господом Богом и пред духовным отцем и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах; и если случится поговеть однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «и я нынче говела.» А исповедь бывает такая,- больше немая, т. е. ничего, кажется, нет на душе. Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили пред Богом тяжких воздыханий, которыя все видит и слышит Господь. Но у здоровых совсем бывает не то; если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят кого, когда давно не имеют весточки о чем. Вы в болезни своей нередко орошали лице свое слезами, а здоровые люди вместо слез сколько каждый день потратят мыла на лице свое, чтоб было чисто, а об душе ни слова. Вы в болезни своей очи свои часто с молитвою обращаете к образу Христа Спасителя и к Пречистой Его Матери, а здоровыя дамы или девы вместо образа раз по сто в день посмотрят на себя в зеркало; а помолиться хорошенько, или перекреститься как должно, некогда. А посему Вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех здоровых, окружающих Вас; а к сему еще и вечное блаженство на Небеси приготовлено для Вас от Господа Бога; о чем во страдании своем радуйтеся Вы и веселитеся, и от всея души благодарите милосердаго Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которыя в свое время получите Вы за молитвы Богородицы.