«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

К отцу И. гораздо выгоднее питать благоговение, нежели неблагоговение, к которому и я благоговею. В образ служения его не вникать; поелику это относится до благочинных, а наш долг ходить в храм для молитвы только. Я с своей стороны хотя совестился делать предложения, но принимать пожертвования не отказывался. А Спаситель и просить не запретил, и просящему у тебя велел дать. Равно и за похороны и поминки ни с кого цены я не полагал, бывая всегда благодарным за доброхотное даяние. А Вам советую заблаговременно (т. е. немедленно) озаботиться приготовлением нужных вещей к погребению, а не тогда разсылать в разныя места гонцов. Видно, по слову святаго отца, хоть призанять, а 300 р. серебрецом на погребение и поминки приготовить Вам должно; ибо это последний долг любви. На свадьбе много денег выходит на ветер, а на похоронах каждая копейка не пропадшая. Отец К., как святой старец, согласно Христову слову: аще хощеши совершен быти, или - продаждь имение твое, и даждь нищим, побуждает Вас к раздаче большой милостыни. А я, как несовершенный, советовал только, а не законоопределял ограничиться в том десятиною, и то когда удобство будет, а в случае с полною свободою можно умерять себя в том.

На счет откровенности, нередко сбывается с нами пословица: русак только задом умен. А на счет исповеди Е. Б. стесняться не должно; имеют свободу исповедываться, у кого пожелают; ибо каждый духовник кающемуся говорит: отселе должен еси блюстися... но блюдутся ли, Бог весть. На счет молебнов и паннихид можно ограничить себя одним рублем вместо трех; а когда собором служат, тогда от избытка можно дать и три. А прочие люди усердствуют за молебен по гривне медью, а мне, плохому богомольцу, плачивали по грошу. А наконец, простите мне, что я вплелся в советы и ответы. Бог лучше бы Вас вразумил, Коего вразумлению себя и Вас вручаю, и остаюсь навсегда к Вам и к супруге Вашей и к детям с почтением моим и любовию о Господе, благожелательным богомольцем Вашим и слугою недугующий телом и душею недостойный И. Антоний.

13 Октября 1853 г.

131. К часу смертному должно быть готовым в каждый миг жизни

Благодарю Вас усердно за уведомление о кончине почтенной старицы Е. и Н. А., коих по долгу облагодетельствования от них и воспоминаем мы ежедневно в недостойных молитвах наших пред Богом во святом храме нашем и келейно, моля Его благость, чтобы со святыми упокоил души их в Небесном Царствии, а болезнующих и плачущих об них и чающих Христова утешения утешил милостию Своею.

Вот, матушка, не только старии, но и юнии умирают. А посему и мы не должны безпечальными быть, но опасаться, чтобы смерть и в нашу келлию когда не пожаловала нежданная. Почему будем молиться и бдеть; ибо блажен раб тот, и блаженна раба та, коих смерть обрящет бдящих, недостойни же и окаянни тии, их же обрящет унывающих, и погруженных в нерадение (как в сон) о спасении своей бедной души.

31 Мая 1844 г.

132. По смерти близкого человека — всю печаль свою на Господа возложи

Многоболезненныя страдалицы Христовы!

Недавно полученное мною грустное уведомление о кончине дражайшей и возлюбленной сестрицы Вашей исполнило очи мои слез, и наполнило сердце мое чувствительным соболезнованием как о ея кончине, а не менее того о теперешнем Вашем горьком и болезненном сиротстве. Ибо кто кого в жизни сей крепко любил, для тех и разлука с любимым лицом есть несносная мука, и никто не может их утешить и успокоить, кроме единаго Бога. Посему я недостойный молитвенно и прошу Его благость, чтобы Он укрепил Ваши немощныя силы в несении столь тяжкаго креста и вразумил, как остаток жизни своей проводить Вам. А равно и Вам, страдалицам, советую не слишком убивать себя постигшим горем, но печаль свою на Господа Бога возлагать, и от Него единаго помощи и заступления и утешения смиренно испрашивать, и не думать, и не говорить так, как некоторые иногда необдуманно говорят: лучше бы я прежде умерла, а не она. Но у Господа Бога неправды нет. Он глубиною мудрости Своея человеколюбне все строит и полезное всем подает, т. е. и тем добро делает, чью жизнь сокращает, и тем благодетельствует, кого долготою лет исполняет. А посему, во всяком случае, мы должны, с детскою покорностию ко Отцу нашему Небесному, говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! И после того душа наша не будет столько печалию обременяться, но успокоится.

11 Июля 1859 г.

133. Мы не можем знать, какая участь уготована ближним нашим, можем лишь надеяться на лучшее

Господь Бог да утешит Вас плачущих, и сетующее сердце Ваше да успокоит благою надеждою!

Уведомление Ваше о кончине дражайшаго родителя Вашегогш76 подвигло и мое сердце к соболезнованию о нем, а наиболее об Вас. Мы с Вами, по слову Апостольскому, аще и мнози имамы пестуны, но не многи отцы. А посему, лишась чадолюбиваго отца, непохвально бы было, если бы лице не оросилось слезами, которыя нередко служат доказательством любви; но если не иметь меры в оных, то сие как бы не послужило в грех. Если по справедливости сказать, то не столько должно о умерших плакать, сколько о себе самих, как и Христос Спаситель к плачущим об Нем женам сказал: дщери Иерусалимли! не плачите о Мне, обаче о себе плачите! Что ж касается до Вашей печали о том, что родитель яко бы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизвестно; может быть кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды; ибо известно, что и преподобнаго Афанасия Афонскаго строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа. Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и пр., и всех таковых кончина мученическая, в коей своею кровию очищаются грехи, и святая церковь наша особенное о них имеет ходатайство ко Господу. А посему успокойтесь, матушка, и кончину родителя своего неблагополучною не считайте; поелику судьбы Божии нам грешным непостижимы; ибо Господь Бог глубиною мудрости Своей человеколюбно все строит и полезное всем подает. Мы по безумию своему вменяем некоторых кончину быти безчестну, а они напоследок окажутся в числе сынов Божиих, т. е. праведников. Вот и старец наш отец Г. был жив, весел и здоров, и Христа рождшагося прославлял, и вдруг заболел, и вскоре окончил дни. Истинно, человек яко трава, и дние его яко цвет сельный!