«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
140. Об утешении в разлуке
Приношу Вам всечувствнтельнейшее благодарение за бывшее приятное и незабвенное посещение Ваше убогой обители нашей и пребываюе при оной, за благотворное общение Ваше с нами недостойными, за многие знаки любви о Христе и благоговейнаго расположении ко всем. Да помянет Вас Господь Бог во Царствии Своем и да воздаст Вам Господь за нас убогих милостию и щедротами в жизни сей и в будущей. А о том, если во время пребывания Вашего у нас, чем либо мы Вас не упокоили или соблазнили и проч., то за все оное смиренно просим милостиваго извинения Вашего и всепрощения, особенно я многогрешный, невежественный и грубый; так что мне и самому бывает и совестно и стыдно, по пословице: Фома не купит ума, а свой продает. Впрочем надеюсь, что Ваша христианская любы не только это видимое, но и не видимое, а только слышимое, милостиво покрыет; ибо мы не ангели.
Видя из письма Вашего, что св. обитель наша оставила Вам приятное воспоминание о ней, я сердечно порадовался о том, и благодарил Господа Бога. Равно и мы убозии ежедневно воспоминаем о Вас в недостойных молитвах наших пред Богом, и в частных собеседованиях о Вас между собою. Даруй, Господи, Вам желание и в будущую весну посетить обитель нашу; к чему могут служить примером и птицы небесные, на которых и Спаситель наш велит взирать и перенимать, ибо они где побывают одною весною, туда же стремятся и на другую. И если не найдете там прежняго утешения своего и питаюя духовнаго, то самыя те места, в коих обитал боголюбивейший Отец наш, будут напоминать о бывшем радостном утешении, и извлечет из очей признательную слезу; ибо радость любезна - бывает слезна. Так бывало и в древности: обитель, в которой обитал великий старец, многие благоговеющие посещали, а ученики старца, по кончине его пересказывали посетителям: «на сем месте отец наш с приходящими всегда беседовал, здесь он сиживал и читывал, здесь молился, а здесь трапезовал, вот в этом месте уединялся он для богомыслия, а в этом принимал он весьма краткий покой», и проч. и проч; а те, т. е. посетители, с благоговением все это слушали, удивлялись и плакали; ибо в разлуке и это служит немалым утешением.
12 Декабря 1860 г.
141. Дано ли нам стяжать мирную кончину?
Великой страдалец наш иеродиакон отец Мефодий 21-го Апреля утром окончил подвиг свой и преселился на вечный покой со святыми в небесные обители. А 24-го было торжественное провождение многострадальнаго тела его во усыпальницу, и батюшка отец Архимандрит со всеми иеромонахами и иеродиаконами был в облачении; а теперь на гробе его горит неугасаемая лампада. Он несколько раз был приобщаем Св. Таин, и до исхода души был в памяти. А на первой день Светлаго Воскресения, после утрени ходил я к нему христосоваться, и пели с ним вместе «Христос воскресе» - трижды, «Ангел вопияше» «Пасху», »Плотию уснув яко мертв»! И чрезвычайно он тогда был весел, и несколько раз принимался целовать меня. Слава Богу, он совершил подвиг свой преблагополучно, а я о себе не знаю что Вам сказать? Помилуй меня Господи, если я буду мученник безвенечный!
28 Апреля 1862 г.
142. О тяжести своих страданий можно судить, лишь сравнив их с чужими
С великим прискорбием души моей скажу о тяжком искушении, случившемся на скотном дворе нашем, каковаго при мне в 42 года не было, и дай Бог чтобы не случилось никогда, а именно: Марта 1-го утром одна девица Надежда, черпая горячую воду из котла для мытья чернаго белья, поскользнулась и упала в котел, и сильно вся обварилась в кипятке; но благодарение Господу Богу, два дни была жива и в памяти, и напутствована всеми Таинствами, а в Воскресение 3-го ч. тихо скончалась. А я услышавши о таком ужасном событии, горько плакал, да и до ныне не могу равнодушно воображать о сем, и себя мысленно отчаяваю, что я и сам вот уже 26 лет страдаю от ног, но моя болезнь в сравнении с предсмертною болезнию девицы Надежды не более стоит, - как плюнуть и растереть. Надежда великомученица без крику и вопля переносила свое ужасное страдание, а я как сыр в масле катаюся и всем питаюся. Посему еще скажу чудное событие: в тот самый день, когда это случилось, отец М. приходит из утрени в свою келью, и прилег и, вздремнувши, видит в тонком сне, отца Архимандрита, приказывающаго ему М. чтобы он немедленно бежал на скотный двор, где нужно быть поскорее; о. М. зараз проснувшись, с удивлением побежал на скотную, и там его встретили с печальною вестию. А из сего можете Вы заключить, что батюшка о. архимандрит Моисей, и по кончине своей заботливо печется обо всем,о чем,-слава Богу!
9 Марта 1863 г.
Еще скажу Вам об отце архимандрите Моисее, что пред погребением девицы Надежды одна скотница в тонком сне видит отца архимандрита в мантии с посохом, идущаго в церковь, куда вынесена была новопреставленная. Принявши благословение, спрашивает: куда вы батюшка так спишите? Отвечает: иду Надежду проводить. И так-то видите, какие бывают отрадные сны о моем святом Отце.
143. Только не роптать на промысел Божий!
Видя чрезмерное скорбение Ваше о страдании весьма доброй и возлюбленной супруги своей, не мало поболел я сердцем своим о Вас. Св. апостол Павел и о умерших не советует скорбеть подобно неверующим, не имущим упования на Бога; а Вы и живую супругу свою оплакиваете, как уже умершую, позволяя себе всякия небогоугодныя мечты, что она яко бы должна умереть по молитвам монахов, которые замыслили Вас поработить себе, и все Ваше присвоить себе. А после таких мыслей, по внушению диавольскому, может возродиться и хула на Бога; и в то время исполнится то, что сказано у св. Давида в 13 псалме: рече безумен в сердце своем... от каковаго искушения да сохранит Вас Господь Бог за молитвы молящихся о Вас! Между тем, вспомните Вы, по чьим молитвам получили Вы такую добрую и примерную супругу? И в коем месте получили Вы первое благословение на брак? А к сему, если бы Вы были необходимы для жизни монашеской, то и, не вступая в брак, Господь призвал бы Вас на жизнь иноческую. Посему Бога ради выкиньте Вы из своей головы все пустыя мечты; и вместо оных усердно молитесь Вы Господу Богу, прося помощи Его во всем и заступления, и говоря: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою. Св. Исаак Сирин так учит: «если просишь ты чего у Бога, и Он медлит услышать тебя, или и вовсе оставляет неуслышанным, не печалься; ибо неси ты премудрее Бога; и бывает это потому, что ты недостоин получить просимое, или по другим причинам, нам недоведомым». Ибо Господь Бог глубиною мудрости Своей человеколюбно все строит, и полезное всем подает. Он иных исполняеть долготою лет, а других сокращает жизнь того ради, да не злоба диавольская развратить человека, или лесть некая прельстить душу и доведет до погибели. И если бы мы малоумные, сколько нибудь иначе о судьбах Божиих разумели, тогда бы с детскою покорностию пред Богом сказали: Отче наш, да будет во всем Твоя воля святая, а не наша - неразумная. Если же я, говоря это, раздражаю любовь Вашу ко мне, то Вы, ради Христа, простите моему безумию; я отселе буду молчать.
18 Ноября 1858 г.