«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

144. «Богу угодить можно и в Ростове»

Пишете о намерении старшаго братца Вашего. Но я вовсе не помню, было ли Вами прежде говорено мне о сем. Впрочем, благодарю Бога, хотящаго всем человеком спастися, и в разум истины приити. И сколько ни приятно было мне слышать о добром намерении Вашего братца, столько и удивительно. Ибо, по слову св. Лествичника не женивыйся подобен есть имеющему связанными свои руки узами; сего ради безпрепятственно может, егда токмо восхощет, тещи к житию иноческому. Оженивыйся же подобен есть носящему и на руках и на ногах своих узы. А когда еще и чада имеет, то при узах оных уподоблен должен быть еще прикованному дебелыми веригами к стене; и если бы и захотел в чернечество идти, не может. Притом же, вкорененную естественную любовь к супруге и чадом, к миру же и сущим в мире пристрастие оставити не весьма удобно. И как не безбедно есть излезшему из корабля, и на доске проплыть хотящему пучину морскую, так наипаче и оженившемуся оставить жену без особеннаго звания Божия, и безразсудно вступить в подвиг монашескаго звания не безбедственно же, чему многие примеры и в нынешния времена случилось мне видеть и слышать. Посему же еще и Апостол оженившимся советует: привязался ли еси к жене, не ищи разрешения. Видим мы из церковной истории, что и имеющие стяжания многия,- богатства, жену и чад, угождали Богу и в миру; потому что любящему Бога все поспешествует ко благу. Почему и потрудитесь для братца своего прочитать в Четьи-Минеи житие праведнаго Иова Мая 6, Ксенофонта и Марта Января 26, Евфимиана и Аглаиды Марта 17, Филарета Милостиваго Декабря 1, Спиридона святаго Декабря 12,Иоанна Милостиваго Ноября 12, и Иоанна Милостиваго Ростовскаго, ибо все вышепомянутые угодники Божии имели жену, чад и стяжания. И по прочтении сего братец Ваш с супругою узнают, что Богу угодить можно и в Ростове. Также и сие должно им быть известно, что в нынешния времена указом Государевым ведено оженившихся постригать не моложе 50 лет от рождения. А до того времени пусть они намерение свое содержать в великой тайне, никому не объявляя, также и торговлю не прекращая, ни одеяния, ни брашна не изменяя, и прочее все по прежнему. И тако, по слову Христа Спасителя, с великим разсуждением должны свое душевное имение (а не тленное) считати, достанет ли онаго на созидание столпа, то есть, монашескаго по Бозе жительства, да не како за неразсудное начатие и несовершение смех и поругание, по Евангелию, дело их будет. Ибо монашеская жизнь требуеть непрестаннаго подвига, а не покоя, и должно даже до смерти предать себя в послушание, отнюдь ни в чем не иметь своей воли, и считать себя меньшим, последним и худшим паче всех, и претерпевать мысленную брань великодушно, от невидимаго врага рабом Божиим непрестанно во дни и в нощи наносимую, еще же и алчбу и жажду, и оскудение потребных вещей имети, поругание же и безчестие, и всяку тесноту и скорбь сносити, имиже монашеское начертавается житие. И когда долгим временем все сие добре разсмотрят, и увидят, что имения их, то есть, душевных сил, на созидание столпа сего душеспасительнаго достанет у них, сиречь произволят вся вышереченная сладости любве ради Божия до смерти претерпеть, то пусть с радостию и веселием и прославлением Бога, и несумненною верою к дивному сему жительству приступят, хотя и во единонадесятый час жития своего; но равную приимут мзду с первыми, от юности своея до старости во иночестве Богу работавшими. До вышеозначенных же лет пусть они добре разсмотрят желание свое, аще есть по Бозе. Детей же своих до совершеннаго возраста да стараются в христианском благочестии воспитать, и приличному полу их рукоделию обучить, и тогда, т. е. когда достигнут совершеннаго возраста, предоставить им на волю, что они изберут, монашеское ли жительство, или супружеское; ибо и то и другое дело есть Божие. Вот все написал я, что мыслил о Вашем братце. И когда не противны слова мои здравому разуму, то можете оныя ему прочитать; ибо я не свое писал, а писал слова разсудительных св. отец. И как он производит, тако и да творит, точию да не спешит. По моему мнению, гораздо полезнее меньшему бы братцу Вашему пуститься в путь Господень.

12 Декабря 1836 г.

145. Наставление девице об избрании жизненного пути

Вы чрез письмо свое открываете мне о возродившемся в сердце Вашем желании посвятить себя на служение Богу в монашеском звании; а родители Ваши заботятся

пристроить Вас к супружеской жизни; но посему Вы недоумеваете, на что Вам рушиться. На сие скажу Вам, что брачная жизнь-Богом благословенная жизнь, и иноческая жизнь святая и ангельская жизнь, и та и другая богоугодная жизнь. Но в брачной жизни сколько человек встретит различных забот и горя? А посему справедливо старинная пословица гласит: дальше моря, меньше горя. А об иноческой жизни можно сказать то, что блаженная эта жизнь, впрочем, не легкая, а многотрудная. А посему если говорится о портных: должно прежде семь раз примерять, а однажды отрезать; то о монастырской жизни должно прежде не семь раз, но семьдесят раз хорошенько обдумать, и потом уже однажды навсегда рушиться вступить в обитель святую на жизнь монашескую. И когда Вы ныне нетерпеливы, сонливы, ленивы на молитву, невоздержны, не трудолюбивы, и проч.. т. е. иногда не без досады выслушиваете от родителей своих делаемыя Вам замечания, упреки, отказы в прошениях, и проч.: то в монастыре еще может быть трудные, где вся жизнь до гроба должна быть в трудах, в подвигах, в повиновении, в отложении своих волей и желаний. И повиноваться должно не одной Г-же Игумении, но и старицам и сестрам о Христе, и сделаться из барышни простою служаночкою, т. е. безответною и всепокорнейшею послушницею до последняго издыхания своего. А посему сами Вы обсудите, достанет ли у Вас столько сил и мужества к перенесению толиких трудов? Притом посмотрите Вы и на свою сестрицу, которая в течении четырех лет монастырской своей жизни от сухоядения и трудов сделалась дряхлою и больною старухою, и полюбопытствуйте у ней, легко ли жить ей в монастыре? И одобрит ли она Ваше намерение сожительствовать с нею? А посему брачная жизнь, кажется мне, сноснее будет для Вас монастырской. Впрочем, это я говорю Вам не для того, чтобы отклонить Вас от Марииной благой части - монашеской жизни, и одобрить Марфину - многомятежную жизнь брачную; но чтоб Вы, как мудрая дева, обдумали о сем не легкомысленно. Для сего усердною молитвою просите у Господа Бога вразумления, говоря: Господи, даждь ми мысль благу. Господи! научи мя, что ми подобает творити. Господи! Ты Сам устрой жизнь мою по воле Своей святой, а не по моей. Отче наш, да будет воля Твоя!

За сим испрашиваю Вам от Господа Бога вразумления, помощи Его, и благословение на все доброе.

9 Февраля 1857 г.

146. Супружество — великая радость и тяжкий крест

Вы извещаете меня о том, что Господь Бог посылает Вам кладь, т. е. достойнаго жениха к юнейшей дщери Вашей, и просите моего совета, соглашаться ли на предложение, или отказаться? Ответить Вам на таковое вопрошение для меня неопытнаго и больнаго калеки не легко: а потому, призвавши Господа Бога в помощь, ответствую: Что мне известно по слуху, то Вам известнее из опыта. Брачная жизнь Самим Богом благословена, Который сказал: не добро человеку единому на земли быти. И потом сотворил для него помощницу, в то же время вложил в сердце мужа желание жены, а в сердце жены вложил желание мужа; каковое взаимное желание их и продолжается в них до сего дня. Посему должно прибавить еще и то, что супружеская жизнь, как бы счастлива и благополучна ни была, но без печали и скорбей не проходить, что Вы и сами лучше меня знаете, ибо сказано: в печали родиши или иметь будеши чада; а посему меньше бы было человеку горя, если б дальше был он сего моря......Но не все вмещают словесе сего. Желаннаго жениха я вовсе не видал и не слыхал; потому о характере и честности его ничего сказать не знаю. Решение этого важнаго дела зависить от Вашего родительскаго суда и от невестиной покорности к Вам.

20 Января 1862 г.

147. Сомнительные поступки жениха поощрять не должно

За откровенность Вашу о теперешних случаях с Вами приношу Вам благодарность мою. Хотя не много Вам сообщу о том, что свидание Ваше с С. и собеседование,- не столько драмматическое, сколько трагическое, отчасти опечалило и меня не столько за настоящее, сколько за будущее; ибо все его нежности, слова, обмороки и изступления будут тревожить Вас и ратовать против целомудрия Вашего; ибо теперешняя привязанность его к Вам, или влюбление, есть не благодатное, а страстное обезумление, которое может довести до пагубных последствий. Посему говорить ему угодное, уверить в своей любви, и давать целовать руку без числа, значит поливать огонь маслецом; от чего на следующее время да сохранить Вас Господь Бог за св. молитвы молящихся о Вас. Проезд свой чрез Я. приспособьте, чтоб был ночью; дабы не только не столкнуться где с ним, но и чтоб слуху о проезде Вашем чрез Я. не было. Впрочем, Вы сами придумайте, как это без огласки сделать, и меня не оставьте предуведомить, котораго числа ожидать Вас сюда.

За сим испрашиваю на Вас благословение Божие, и усерднейше желаю Вам в добрых предприятиях Ваших помощи Божией и вразумления, и свидетельствую Вам мою искреннюю о Христе Иисусе любовь и почитание, и остаюсь навсегда благожелательным богомольцем Вашим и слугою недостойный И. Антоний.