«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
28 Мая.
148. Таковые поступки должно и пресекать
Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!
Благодать Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца и причастие Святаго Духа - буди с Тобою!
Приношу Вам усердную благодарность мою за писание Ваше и за примерное благорасположение Ваше ко мне недостойному. Много чувствительно также и усердие Ваше и богатый подарок в день Ангела моего, но всего этого дороже всепокорная преданность Ваша воле Божией и следование искренним советам. Я уповаю на Господа Бога, что Он силен соделать Вас одушевленным храмом своим,-только от души возлюбите во всем смирение; и Господь милосердым оком Своим призрит на смирение рабы Своея, в чем Он и уверяет: на кого воззрю? токмо на кроткаго, смиреннаго, молчаливаго и трепещущаго словес моих. Чтож касается до презента Вашего, то я онаго иметь не хотел бы, будучи по милости Божией всем доволен; довольно ко утешению моему одного расположения Вашего и исправления в нравственности, которое, не только людям, но и Ангелам Божиим приятно. Думал я до полуночи: не прииму усердия, то может быть потеряю доброе доверие Ваше; а потому ручившись с благодарением принять, придумал употребить в пищу души своей, т. е. выписать духовных журналов, из коих и на Вашу долю отделю частицу в дар: твоя от твоих!-И так, чувствительно благодарю Вас за богатой подарок, который останется в памяти моей навсегда, с наградою Вам от Бога.
На все вопросы ответить не имею достаточнаго времени, а на один вопрос скажу: Г. видел я в Вашем доме и с перваго взгляда заметил его имеющим не малое пристрастие к девам... Посему остановясь в доме его, Вы должны удерживать себя сколько можно в скромном положении и при взаимных ласковостях быть умеренными. Советую Вам как чаду своему духовному, почаще мыслию сердца своего обращаться ко Господу Богу и втайне говорить: «Заступник души моея буди Боже, яко посреди хожду сетей многих, избави мя от них, и спаси мя Блаже, яко человеколюбец. За сим прости, возлюбленное чадо мое, и не посетуй, что не удовлетворительно пишу, ибо зараз иду в церковь к служению, и молению за всех и за тебя. Примите уверение в моем к лицу Вашему почтении, благодарении, и любви о Господе, с коими навсегда пребудет к Вам усердный богомолец Ваш И. А.
149. Господь кого любит, того и наказует
Неожиданным писанием Вашим я был крайне удивлен. Вы просите у меня сострадания; но я всегда имел сострадание к болезням Вашим. В последнюю бытность Вашу у нас заметно было тяжкое страдание Ваше по внутреннему человеку; и по отъезде Вашем я молил Господа Бога, да облегчит Он скорби Ваши; желал даже взять их на себя, но мне этого еще не дано. Теперь Вы просите у меня утешения и совета; что и побудило меня Вам ответствовать. И так, призвав Господа в помощь неразумию моему, я был вразумлен,что сия печаль ниспосылается Вам из особенной милости Иисуса Сладчайшаго: его же бо любит Господь, наказует. Еще же сие тяжкое томление попущено на Вас не столько во очищение преждебывших грехов юности и неведения, сколько в предохранение от будущих; ибо теперь во время скорби Вы и молитесь, и плачете, и ищете везде утешения и святых молитв; что свободной в духе и веселой и в голову бы не пришло. И так мы должны сказать: благословен Бог, благоволивый тако, слава Тебе. Еще Вы пишете ко мне, что я слишком строг к Вам; а я никогда не замечал в себе строгости в обхождении с Вами, но обращался со всеми Вами с истинною любовию о Господе. Ей, не из каких видов, не из корыстолюбия и не для показания себя, дабы Вы лезли ко мне, как пчелы к соту, но за пользу душ Ваших, и для приобретения Вам тех благ, коих Вы еще не имели. Впрочем я Вам не законополагал, а советовал, оставляя Вас действовать свободною волею; и теперь прошу,-будьте, как и прежде, владыкою, а не рабою своих желаний. Яко же нужный матери не только обильно питают младенцев своих млеком, но иногда балуют их и игрушками, чтобы они были веселы, и никогда не унывали: так и я не возбраняю Вам для успокоения духа Вашего иметь и выезды и посещения и беседы и книги; но чтобы все было во славу Божию, и по приезде должно испытать себя по совести, какую пользу сие принесло душе Вашей. На счет книги «о чувственной любви», я советовал Вам прочесть оную не для того, чтобы Вы о сей мерзкой страсти более знали и страдали, но чтобы вовсе не страдали; ибо нечистый дух ничем столько не искушает человека, как желанием отведать то, что из равно ангела может претворить в скотину нечувственную. Что касается до меня, то я оную книгу прочел с удовольствием и с большею пользою для души, как и многия другия духовныя лица. Если же Вы чувствуете иное, то от чтения оной советую Вам поудержаться. Паче же всего, чтобы Вам всегда быть в духе веселом и спокойном, молю Вас,-будьте оною кроткою и смиренною агницею Христовою, о ея же кротком нраве сказано во Евангелии: «ни проречет, ни возопиет». А чтобы нам с Вами быть таковыми, то помолимся вкупе ко Иисусу сладчайшему, чтобы Он Сам научил нас кротости и смирению, и умиротворил сердце наше.
23 Апреля 1844 г.
150. Наставление духовному чаду о богоугодной жизни
Достопочтенейшая о Господе Н. Н.
Приношу Вам всеусерднейшую благодарность мою за приятное мне письмецо Ваше, писанное от 17 Апреля, и за благожелательное поздравление меня недостойнаго с праздником Святыя Пасхи Христовой, с которою и я предварительно Вас поздравлял. Но Вы пространнаго моего письмеца, писаннаго в половине Марта месяца, не получили, которое или затеряно, или удержано в Москве неблагомыслящими. И тем лишили Вас удовольствия прочитать оное; посему и труды мои в написании погибли вотще. Что делать? Враг человек сотвори сие. А если и это письмо не достигнет Ваших рук, тогда не знаю, как поступить?
Сердечно порадовался я тому, что и здоровы Вы, и что чувствуете перемену в себе и усердие ко всему доброму, т. е. и к молитве, и к воздержанию, в чем и впредь да поможет Вам Господь Бог Своею благодатию!
Вы спрашиваете меня, какия читать книги? Советую читать наиболее духовныя, и оными напитывать свою душу, или нравственно-духовныя: «Училище благочестия» и «Жития русских святых», новое сочинение Муравьева; Письма Святогорца, и еще Письма с Востока, соч. Муравьева, и его же Путешествие к русской святыне и во Иерусалим, и проч. Еще прочтите жизнеописание Графини Орловой Анны Алексеевны, сочин. Н. Елагина. Романов же, хотя они и приятны для чтения, читать Вам не советую. А на счет молитвы, советую Вам ежедневно читать утренния молитвы и вечерния; для сего нужно иметь и молитвенничек; а когда нет его,- купить. Также не мешало бы иметь у себя и Новый Завет; ибо как утешает Вашу душу Распятие Христово, так и слова Христовы будут утешать Вас и вразумлять. Весьма хорошо ходить и в церковь к св. литургии в праздничные дни; ибо и Господь Бог всем заповедал помнить день субботний, т. е. воскресный или праздничный, и святить его молитвою и благочестивыми занятиями. Но если и в будни почувствовали бы когда скуку и имели бы свободу, то можно тоже сходить во св. храм к литургии; и тем получите себе успокоение и утешение. Вы пишете, что на время не хочете оставить С. П. Б., и посему решаетесь жить в нем. На это я опять тоже Вам скажу: живите в нем на время, но мысли о преселении своем не покидайте, взывая ко Господу: «изведи Господи, из темницы душу мою», и: «скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду», т. е. укажи мне, Господи, дорогу, по которой мне должно идти, чтоб к Тебе дойти. А, живя и занимаясь рукоделием, советую Вам не увлекаться сердцем своим любезничаньем молодых людей, коих приятная беседа хотя мягче елея, но оныя вместо стрел уязвляют душу, и оставляют по себе негодныя впечатления. А посему не стоят они того, чтоб дарить их когда улыбкою своею.