«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
26 Апреля 1862 г.
184. Об исповеди и прощении грехов
Весьма болезную я о всех болезнях Ваших, купно и о малодушии Вашем, и о сомнении том, прощены ли те грехи, которые были исповеданы Вами? Для успокоения Вашего пишу Вам в ответ, оставя собственные недуги: 1е , когда духовный отец, по данной ему от Бога власти, сказал Вам: «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», эти слова, должно принять так, что языком его произнес оныя Сам Иисус Христос, и в ту же самую минуту разрешение оное подтверждается на небеси Богом Отцем и Святым Духом. Видите сколь милостив Бог к кающимся грешникам! 2е, Сим духовнаго отца словом разрушаются не одни только устно исповеданные грехи, но и неисповеданные по забвению или по неведению; одни только те грехи духовный отец разрешить не может, которые грешник с намерением утаивает от стыда и страха, каковых грехов и Сам Бог не прощает. Ваши же грехи все прощены и разрешены, и хотя бы в свое время случилась Вам и смерть, то с полною верою и надеждою на милосердие Божие о спасении своей души должны мирными в духе своем быть, понеже грехи юности- неведения Вашего не воспомянутся пред Богом; в чем уверяю Вас святым именем Его. Сомнение же Ваше о разрешении грехов своих, есть действие противнаго духа, и весьма опасное, коему отнюдь не должно верить. Хотя бы мы с Вами грехами своими превзошли от века всех грешников, то и в то время отчаиваться не должно в милосердии Божием; ибо Он того ради и Сына Своего Единороднаго послал с небес в мир да спасет грешныя: убо и нас с Вами, премногогрешных, по велицей милости Своей спасет, и наследниками Царствия Своего соделает. 3е, В разсуждении частаго разговора Вашего с помыслами своими, также не должно смущаться Вам и приходить в уныние, ибо помышления таковыя, кажется мне, не больше, как сонная греза. Некоторые люди бредят только ночью в глубоком сне, а мы с Вами грешные часто бредим и на яву.... Врачество на сие одно: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную, и силою Креста Твоего огради моя помышления от суетнаго и душевреднаго парения! и проч.
Благодарю Вас и за второе Ваше письмо, сегодня мною исправно полученное. Посещение Ваше во всякое время приятно мне, поелику всех Вас в Господе люблю от всей души; и хотя нелегко делить с Вами время, но за душевную пользу Вашу облегчаю свое воображенье тем, что я не вреден Вам; с другими же лицами так близко заниматься опасаюсь я по немощи своей и по должности, которая требует свойственнаго ей занятия , а не праздности. Что же касается до желания Вашего приехать к нам на Великой Канон помолиться Богу и вкупе с нами тысячу поклонов положить во храме с молитвою: Помилуй мя Боже, помилуй мя, советую Вам намерение свое отложить до Страстной Недели; но только прошу и тогда пожаловать не для собеседования со мною, а для собеседовании с Богом и разделения вкупе церковной службы, спасительной и важной из всего годичнаго времени. В то время хорошо и поговеть и исповедаться и приобщиться Святых Христовых Таин, вкупе с нами. Собеседование же с Вами о пользе душевной, отложим мы с благодушием до новой, т. е. до Фоминой недели; тогда будет мне посвободнее. Сожалею о кончине О. В. и поминаю его; и если он не исповедался пред духовником, то из сего не должно еще считать человека погибшим, ибо суд Божий нам не известен. Один нищий умер, идучи по дороге; но преп. Евфимий видел душу его несенную к небеси святыми Ангелами; а посему, может быть, и О. В. в час исхода своего успел умилостивить Бога, чего мы грешные видеть не можем. Прошу вспоминать в молитвах своих молящагося о спасении души твоей - благожелательнаго богомольца твоего И. А.
185. На греховные помыслы не ропщите, ибо они — дело невольное
Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!
Воскресший Христос да будет посреди нас!
Благодарю Вас от всей души за писания Ваши и за искренность, на которыя и я искренностью моею ответствую Вам, но не могу столько писать, сколько Вы; а сколько могу, столько и напишу.
И, во-первых, усердно желаю, чтобы мир Божий почил в сердце Вашем! От разговоров с помыслами охраняйте себя молитвою Иисусовою, а когда они и возобладают Вами, то не смущайтесь, ибо должно ли негодовать на то, что неприятное грезится нам во сне! Так и помыслы - дело невольное; Господь Вас простит. Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутрь себя, и в то время будет лице Ваше сиять благоговейным спокойствием и приятною улыбкою. Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовнаго, с советом котораго один поклон принесет Вам более пользы, нежели тысячу поклонов своечинных, чему верьте без сомнения; ибо я не обманщик Ваш!
При сем прилагаю для прочтения Вашего книгу: Толкование Воскресных Евангелий с беседами, соч. Преосвященнаго Никифора Астраханскаго, которую я прочитывал, от доски до доски, раз до десяти, да столько же, или еще и более, еженедельно слушал чтущих ее в трапезе по Воскресным дням; советую и Вам прочитать ее хоть раз, не всю безпрерывно, а только по одной беседе в неделю.
Когда Бог устроит быть свиданию нашему, тогда попомните прочитать мне последнее письмо мое к Вам; ибо мне сожалительно, что Вы содержание онаго не совсем выразумели, иначе не было бы места унынию в Вас; и когда ныне всяка тварь веселится и радуется, яко воскресе Христос, то нам унывать и смущаться - грешно.
И. А.
За письмом сим, не успел я ныне для праздника быть и у обедни, посему не угодно ли Вам грех сей разделить со мной пополам, т. е пожалеть о сем, но отнюдь не смущаться.
186. Кого любишь — того и бранишь