«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
13 Ноября 1850 г.
191. Если не удается переменить обстоятельства, надо менять себя
Вижу из письма Вашего, что Вы от скопившихся искушений готовы хотя бы и совсем удалиться из обители своей, о чем сердечно сожалею я! И когда бы можно было, поделился бы я с Вами спокойствием своим, ибо я по благости Божией живу, как Адам в раю, безпечально! Да если бы и Вы, возлюбленное чадо мое, устроили жизнь свою тако, якоже советует св. Авва Дорофей: хощу тако, якоже будет! тогда все бы было по-Вашему, и не было бы Вам никакой печали. Но вот какое искушение, что я хочу так, а не иначе, как мне хочется, то есть, так, как говорит Царь: воля моя есть непременна быть по сему. От этаго-то и горько делается на душе, что бывает не так, как хочется. Кроме сего, мы с вами, по благости Божией, облечены в Ангельской образ, и потому подобало бы нам и нрав иметь Ангельской не раздражительной и тихой, а в Вас этого нет! Мы с Вами обещались пред св. Евангелием все неприятности переносить и терпеть, а на самом деле и не говори нам никто о терпении; а от сего и бывает нестроение всякаго рода, т. е. безпрерывный ропот, и разные желания: то переход в другия места, или возвратиться в мир на прежнее житье-бытье, или даже и умереть; но все таковыя желания не только безполезныя, но и богопротивныя. Всего бы лучше - себя во всем переменить, тогда и благо бы было и Вам, и мир Божий водворился бы в душе Вашей, чего Вам богомольчески и желаю я.
О том же, когда поехать к нам, на чем ехать, и с кем ехать, вопросите Вы Евангельскую Матерь свою, и что речет Вам, исполните; тогда и будете покойны Вы. Если я что неудовлетворительно написал Вам ныне, то за сие простите Вы скудоумию моему; а если чего не упомянул, о том при личном свидании переговорим с Вами; в надежде сей и остаюсь благожелательным богомольцем Вашим. Игумен Антоний.
10 июля 1858 г.
192. Своеволие отсекать и одной лишь воле Божией покоряться
Возмогай о благодати Божией!
Прежде всего приношу Вам, возлюбленное чадо мое, сердечное благодаренье за приятное мне уведомление о бывшем светлом торжестве новоселья у преп. Матери А. Если б я предварительно знал о сем, то, кажется, прилетел бы на крыльях к Вам в св. обитель, ибо я праздники люблю. Дай Бог ей в добром здоровье пожить в новой келье и многия лета, и душу свою спасти, и другим быть на пользу.
Равно благодарю Вас попремногу и за прочая письма Ваши, в разные числа писаннныя, которыя все исправно и своевременно были мною получены, и всегда с удовольствием прочитываемы были, кроме о душевных страданиях Ваших, о которых и я душею моею болезную, и прошу Господа Бога, чтобы мрак души Вашей разогнал Он, и спасительным светом Своим озарил ум ваш! Справедливо вы пишете, что без смирения невозможно быть покойной; а смирение дело не покупное. Оно от Спасителя нашего туне дается. Но Вы приучили себя к тому, чтобы и милость Божию утешением себе иметь только в исполнении своей воли и желаний; а воля Божия исполняется в отсечении своих волей, о чем мы ежедневно и должны просить Матерь Божию, молитвенно взывая к ней: не попускай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога! Положим, если бы воля Ваша и эта совершилась......но и тогда противник придумал бы, чем смутить Вас. А посему благодарите Господа Бога за спасительный Промысл Его, и не ведайте ничего, кроме единой воли Божией, говоря: Отче наш, да будет воля Твоя, а не моя.
17 Ноября 1859 г.
193. В матушке настоятельнице необходимо зреть образ Христов
Читая Ваше письмо, и видя, что душа Ваша наполнена самаго горькаго смущенья, не видя себе ни отрады, ни покою; но ничего не упомянули, какого рода случилось с Вами столь сильное искушение, что не могло перо написать того, что чувствовала Ваша душа? Посему и отвечать на немое обяснение было мне неудобно. Недавно читал я в книге у св. Исаака Сирина, в 36-м слове, где сказано: «не благоволит Бог, чтобы возлюбленные Его покоились в жизни сей, но восхотел, чтобы они пребывали в скорби, в трудах, в скудости, в одиночестве, в болезни, в удалении от сродников, в печальных мыслях и проч. Поелику Господь знает, что живущим в телесном покое невозможно угодить Ему и пребывать в любви Его, и потому воспретил им покой и уславление оным». А если случилось Вам искушение противу Евангельской Матери своей, то и я скажу, что это самое тяжкое искушение, котораго тяжелее не может быть ничего! Но в этом вина - Ваше нетерпение и неискусство в обращении. Когда бы Вы научились в лице Евангельской Матери своей зреть лице Христово, тогда бы Вы благоговели в ней, любили ее и повиновались во всем; а без этого чувствования, Вы бегаете к ней, нисколько не размыслив, вовремя ли идете? Не почивает ли матушка? Не молится ли? Не читает ли? Не занимается ли каким нужным обительским делом? И если матушка скажет Вам: приди, душенька, после, мне теперь никогда с тобою говорить? - Вы нахмурившись уходите недовольными в свою келью, в которой беретесь за перо и бумагу, и пишете страницы две или три объяснений разных, в ропотном духе и в недовольном, на разныя разности, и просите матушку все это прочитать и успокоить Вас. Каковое объяснение Ваше похоже на дерзость, а не на смирение Христово; и если оно будет всегда продолжаться так, то душа Ваша никогда покойна быть не может, и Вы живя в тихом пристанище, как будто среди пучины морской, будете обуреваться всегда и захлебываться от слез. От чего да сохранит Вас Господь Бог, и да поможет Вам положити начало благое. А наипаче всего даруй Вам, Господи, усердное тщание к приобретению истиннаго смирения, которое бывает не на словах, а в сердце; и приобретается оно непрестанным памятованием своих прегрешений и недостоинства, - и ни во что не вмешиваться. По слову св. Исаака Сирина: «что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели необходимо, которое и без добрых дел представить Богу, а без него и все дела наши напрасны. В смиренном человеке никогда не бывает поспешности, торопливости, легкомыслия и смущения, но во всякое время пребывает он в тишине и в покое». А посему, если хощеши видети дни свои благи, то возлюби святое смирение от всей твоей души, и почиеши о Господе.
6 Сентября 1855 г.
194. Поздравление с возведением монастыря на степень первоклассных