«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Приношу Вам заочное поздравленю мое с светлым торжеством, нынешним праздником Покрова Божией Матери, которое даруй Боже Вам радостным и благоговеющим сердцем праздновать всегда, и добрым жительством своим прославлять Господа Бога и Его Пречистую Богоматерь! Сей святый и незабвенно-радостный праздник Покрова Божией Матери в прошедшем годе мы светло и радостно праздновали в св. обители Вашей; ибо якоже кокош скликает и собирает птенцы свои под крыле свои, тако Премилосердая Мати Божия, в числе прочих, и меня недостойнаго удостоила призвания на праздник Покрова Своего в св. обитель Свою; так что воспоминание о сем и ныне веселит сердце мое, как сказано во псалмех: и останок помышлений празднует Ти!
После сего, еще принесу Вам поздравление мое с другим тоже великим торжеством, т. е. возведением общежития Вашего на степень первоклассных монастырей Российской Иерархии, а матушки В... - посвящением в великой сан всечестнейшаго Игуменства. Теперь она по благости Божией и за св. молитвы Матери Божией, и угодника Их преп. отца Зосимы, облечена с Высоты силою! Посему возлюбленныя о Христе Иисусе сестры, повинуйтесь богоизбранной начальнице Вашей - высокопреподобнейшей Госпоже Игумении В... и покоряйтесь! Ибо Она, как пастырь Ваш добрый, торжественно дала обет о душах ваших бдеть, и за каждую из вас отвечать пред Богом; посему и повиновенье свое должны вы, по слову св. апостола Павла, с радостью оказывать Ей, а не с воздыханием: ибо все из вас послушливыя и смиренныя найдут себе в лице Ея Матерь заботливую о пользе вашей и спокойствии; одни только горделивыя и непокорныя, может быть, увидят в жезле или в посохе ея страх себе, и обличение, и отлучение; почему и не должно доводить себя до того. Вот Вам, матушка моя, и поздравление, и благоделание; а кому будет это не по душе, у тех смиренно прощения я прошу, ибо для некоторых и Христово слово казалось жестоко; аз же есмь червь, а не человек.
За сим испрашиваю на Вас благословение Божие , и остаюсь навсегда недостойный Игумен Антоний.
1 Октября 1856 г.
195. Поздравление с возведением монастыря на степень первоклассных
Приношу Вам благодарность мою за соболезнование Ваше о болезни моей; и вот по молитвам Вашим, и по великому милосердию Своему даровал мне Господь Бог облегчение, так что я могу и писать. Даруй Господи и Вам получить отраду и облегчение от всех недугов своих душевных и телесных, о чем и умоляю я благость Божию во всякое время.
Просите Вы меня сказать Вам: в чем состоит путь спасенья? На сие Сам Христос ответствует Вам, говоря: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе!» Это означает не то, чтобы отказаться от родительскаго наследства, но отказаться или отречься от своей воли, и от своего разума; т. е. если М. Н. не одобряет Вашего общения с С. П., то должно принять Вам оное за волю Божию, хотя П. и превосходнее Вас по уму и жизни, памятуя твердо то, что наше спасенье с Вами состоит только в святом и безответном послушании во всем. Так и Вы, возлюбленная моя, ради Христа повинуйтесь во всем наставникам и наставницам Вашим и покаряйтеся, ибо тия бдят о спасении души Вашей.
За сим поздравляю Вас с грядущим постом святым, который желаю Вам совершить богоприятно, а потом даруй Вам Господи и радостным Воскресением душевно утешиться, и быть навсегда здравою и благодушною, чего желает Вам усердный богомолец Ваш недостойный Игумен Антоний.
196. «Святые старцы говорят, что полезнее переменить себя, а не обитель»
Во-первых, чрез ее скудное писание долгом поставляю принесть Вам мою чувствительную благодарность за оказанную мне страннику благоприязнь и упокоение.
После сего позвольте Вам сообщить и о том, что я заметил у Вас, а именно: немирствие Вашего духа происходит совсем не от сырой келейки, а от накопившихся грехов, как и св. Давид говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих. А второе самое главное, когда бы мы, по слову Христову, были кротки и смиренны сердцем, тогда б обрели и покой душам нашим; не правда ли? Слава Богу, келейка Ваша такая, какой и праведный Лазарь, лежащий за вратами, у себя не имел. Посему должно Вам от души благодарить Бога, что Он Вам не по грехом Вашим воздает. Еще заметил я в Вас и в других немирствие к Госпоже Игумении своей. И сие немирствие также неправильное; ибо несть власть, аще не от Бога, т. е. как благих, так и строптивых начальников Бог определяет к нам, первых ко утешению, а вторых - к сокрушению и смирению нашему. Почему св. апостол Петр и советует повиноваться владыкам, не точию благим и кротким, но и строптивым, сие бо, говорит, есть угодно пред Богом. С нашей стороны потребно искусство, чтоб, сошедшись где вкупе, не иметь предосудительной беседы о недостатках начальствующих; ибо дурное сердце обыкновенно дурное и мечтает, дурное и вещает, как и св. Лествичник говорит: «Бог очи искусных послушников при недостатках начальствующих потемняет, а при добродетелях просвещает». А диавол напротив сего поступает: он глаза неискусных послушников при добродетелях начальниковых ослепляет, так что они ничего добраго в них не видят, а при недостатках и погрешностях их светлыми делает, так что никакая порошинка не укроется. Посему, о добрая мати, блюди сердце твое от немирствия и осуждения, да не удалится от тебя благодать Божия. Что нам до чужих грехов, когда сами по уши в бездне греховной. Будем отселе молиться и просить Бога: положи Господи, хранение устом моим. Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствуя. Господи, отврати очи мои, еже не видети погрешностей в начальнице моей! Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!
31 Августа 1841 г.
Дражайшей благодетельнице М. Н. прошу засвидетельствовать высокопочитание мое и доложить ей, что одна странница земная сказывала об ней, что она намеревается переместиться в другую обитель; но не знаю, правда ли это? Святые старцы говорят, что полезнее переменить себя, а не обитель; ибо и Н. Ваш монастырь стоит на Господней земле и под покровом Божией Матери. Чего же еще больше искать?
197. Слово Игумении — закон для инокини, ибо в нем воля Божия