«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

200. Желающий попасть в Царство Небесное да несет крест свой без ропота и в смирении

Возлюбленное о Господе чадо мое духовное! Возверзи печаль твою на Господа и будь терпелива!

Хотя очень болен ныне я, но по желанию Вашему - для умиротворенья души Вашей - пишу в ответ Вам Христово Слово: Почто смущени есте? Почто помышлении злая входят в сердце твое? Зачем мыслить так, что в С. покойные бы могли быть Вы? Это значит - возложить руку свою на рало и зреть вспять, и не быть в Царстве Небесном, от чего сохрани тебя Господи! Но аще хощеши видети дни свои благи, то будь овечкою Христовою, о которой сказано: ни преречет, ни возопиет! В обители святой, всякое дело свято, всякое послушание, а наипаче клиросное, есть свято, почему и должно оное исполнять благопокорно, и тогда будет оно казаться легким. А если между поющими бывают ссоры и празднословие почти безпрерывное, то это и кроме клироса может быть, и даже в себе самих. Если заглянешь в свое сердце, то увидишь настоящий толкучий рынок: сколько перебывает в нем различных помыслов, и наиболее пустых. Посему гораздо полезнее зреть Вам свои согрешения, а не других. Между тем, посудите Вы сами, можно ли без труда и многих огорчений взойти в Царство Небесное? И если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны взирая на них распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лежачи и покоясь, по всему как бы не свалиться в преисподнюю. Когда Вы при помощи Божией решитесь ни от какого назначения не отказываться, тогда ничего не будет чрез меру казаться Вам тяжким, ибо за готовность Вашу к св. послушанию, Сам Бог будет облегчать оное Вам, поелику послушливых весьма Он любит, и место почетное им за послушанье даст в Небесном Царствии - одесную Единороднаго Сына Своего! Посему советую Вам не малодушествовать, а благодушествовать. И я многогрешный чего во время послушничества своего не претерпел! Но не столько было трудно быть послушником, сколько настоятелем; но было и то и другое трудно, да и прошло; а теперь должно бы покоиться мне, но Господь благоволил пожаловать мне болезни неисцельныя, чтобы я до конца жизни своей находился в вих, а это того ради чтоб спасти меня, ибо Он изволил сказать: претерпевый до конца, той спасен будет! А что П. Р. иною показывается Вам чем прежде, то сие должно относить не к ней, а к своим грехам; ибо если б мы по слову преподобнаго Аввы Дорофея достойны были быть в покое, то Господь Бог известил бы и Сарацинскому сердцу сотворить с нами милость. Будем лучше учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других; ибо-чем смиреннее, тем прибыльнее: смиренных бо любит Бог, и благодать Свою на них изливает.

А в заключении сего, и паки тоже Вам скажу, что и в начале сего, т. е. возверзи, возлюбленная, печаль свою на Господа Бога, Который не оставит тебя без помощи и утешения, ибо Он по велицей милости Своей к нам Сам призывает к Себе всех, говоря: Приидите ко мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы.

201. Учиться церковному уставу — благое дело

Приятно то, что Вы с благословения матушки начали учиться церковному уставу. Да поможет Вам Господь Бог и этому научиться уставу, чтобы ничего по своей воле не делать, и своему самосмышлению не доверять; и когда сему выучитесь, тогда будете совершенною уставщицею.

202. О пользе простонародной медицины

Теперешнее послушание Ваше лечить больных есть послушание самое святое и душеспасительное; но и оное, во избежание ропота от больных и негодования от настоятельницы, должно проходить весьма осмотрительно, т. е. лечить больных должно средствами простыми, а не аптекарскими медикаментами. Например: утром советовать больным вместо чаю пить натощак холодной воды стакана по два; от поноса кушать ржаные сухари с водою; от запора употреблять рябину; а от удушья пить покрепче полынь; и прочие недуги подобными же средствами

можно лечить с успехом; так что и больные все скоро выздоровеют, и начальницы будут довольны тем, что лечение Ваше не многоиждивительно, и Вам за все оное будет честь и слава.

2 июня 1853 г.

203. Отрадно наблюдать, как чадо возрастает духовно

В день Ангела Вашего я многогрешный молитвенно Вас воспоминал и мысленно поздравлял, а теперь приношу поздравление мое Вам и письменно чрез Сии скудные строки, с усерднейшим желанием моим Вам милости Божией, душевнаго мира, здравия и спасения, и благодушнаго терпения в находящих скорбях. Что делать, хотя и не легко терпеть, да полезно, ибо и нехотя должны смиряться мы. Когда бы Вы были любимою сестрою, тогда может быть и от Вас терпели бы другие, как Вы теперь терпите напраслины, т. е. терпение это будет Вам не в наклад, а в прибыль.

Святый парамант Ваших трудов я возложил на себя, который и буду носить целый год, а потом возвращу его к Вам; а прежний мой дан уже, или обещан другим, так как теперь у меня все на откупу; а посему, кто прежде меня об чем попросит, того я и удовлетворяю; а иным и вовсе отказываю, как придется.

Сожалею я, возлюбленное чадо мое, о Ваших болезнях, для которых не лишнее бы было некоторую ослабу иметь и покой, доколе укрепились бы несколько Ваши силы; но когда заставляют трудиться, то это лучше, ибо претерпевый до конца, той спасен будет! А между тем Вы можете пред Богом в молитве своей сказать: Виждь, Господи, смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя.