«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Отец О. кланяется Вам всем. Он трудится с книгой; но знакомых у него по городам нет; а потому и успех посредственный. А я хожу без книги, но Бог не оставляет нас без милости. Остается только нам жить, как должно, по-монашески, и Господь прежде прошения потребное нам будет посылать.

Именем Божиим прошу тебя, 0. С., слишком не печалиться, взирая на немощи немощных; ибо мы не все еще достигли вмеру возраста Христова, а посему и требуем един ко другому взаимнаго извинения и снисхождения.

Поелико сего вас, не одного, не двух, а вообще всех прошу: Бога ради друг друга носите тяготы, не будьте малодушны и капризны. Я нередко замечал в вас, что если один чего просит, а другой откажет, то чрез это и мирствие и любовное чувствование за раз теряются. А чтобы Бога ради со благодушием отказ перенести, того в нас и не спрашивай. За это в свое время осудит нас Господь.. Простите меня, и помолитесь о мне, дабы Господь поспешил мне, окончив дела, возвратиться в обитель свою сколько нибудь здоровым.

Усердно желаю, чтобы Сам Христос посреде Вас был, и даровал душам Вашим мир.

Всех вас поручаю Господу Богу и Пречистой Его Матери, и Великому Чудотворцу Николаю, и испрашивая на всех вас благословенье Божие, остаюсь с любовно моею и со всеми благожеланиями вашим всегдашним, богомольцем недостойный Игумен Антоний. Всем кланяюсь.

219. Разсуждение о разсуждении

Действительно, Ваша правда, что от многословия не избежишь греха, а молчание такая добродетель, что все прочия наши добрые дела если положить на весы, то это все перетянет. Для сего-то и нужно ныне разучивать: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Хорошо бояться и смерти; ибо, по слову Святаго Кирилла Александрийскаго, она горька есть, особенно для грешных; но бояться греха лучше. Посему многое святые и целомудренные люди легче считали для себя умереть, нежели коим грехом прогневать Господа. А мы с Вами иначе...

Вы спрашиваете, как приучить себя к разсуждению? Это - дар Божий, а не человеческий; посему от людей и научиться невозможно. Св. Иоанн Лествичник говорит: "От смирения происходит послушание, от послушания - смиренномудрые; а смиренномудрым Бог дарует и дар разсуждения». А как мы с Вами более половины своей жизни прожили без послушания в своеволии, то и невозможно иметь нам онаго, т. е. разсуждения. Почему и должны мы с Вами отныне смиряться пред Богом и пред сообитающими с нами, и сохранять очи свои от зазрения и осуждения других. Ибо, как бы велики грехи в других ни представлял нам противник наш, но они в сравнении с нашими грехами менее сучьев. И так будем просить Господа: Господи Владыко живота моего, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу твоему.

4 Марта 1842 г.

При отправлении письма моего к Вам чрез почту, абие получаю Ваше письмо от 20 Февраля, и ответствую:

1.) Как о дровах, полученных Вами от матушки Игумении, так и о деньгах, данных Вам на уплату Ваших долгов, должно отнести не к молитвам моим, но к милости Божией по вере Вашей, как сказано: вера, твоя спасе тя; т. е. что бы ни случилось с Вами приятнаго, то сие не от меня, а плоды веры Вашей; если будешь смиряться пред всеми и понуждаться ко всем заповедям Божиим, то мир мног обрящеши в сердце твоем.

2.) Рабу Божию Марию чувствительно благодарю за милость, т. е. за деньги 25 руб., и одолжаюсь ее поминать. А о поминовении родителя ея правильно не умею сказать: если он не был соединен с нашею православною церковию не по злобе и сопротивлению, но по неведению и по хитрому обольщению учителей их, то милостив Бог будет к родителю ея, и устроит некую отраду душе его. Сказано: милостынями очищаются греси; а посему пусть она подает убогим за душу его милостыню, которая имеет пред Богом великую силу.

220. В первую очередь нужно избегать судить ближнего своего

Возлюбленный о Господе брат и благодетель мой!