«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

14 Января 1849 г.

226. Причина скуки для человека – в нем самом

1е Мая особенною молитвою воспомянул Вас я с усердием моим, и испрашивал Вам от Господа милости, мира, здравия и спасенья; ибо мирное и спокойное устроение Ваше есть моя радость и утешение, а немирствие , безпокойство и ропот есть мое душевное огорчение и болезнь сердечная. А посему, если искренно любите Вы меня, то немирствием и ропотом своим никогда не огорчайте меня! Вы пишете, что почти безвыходно сидите в своей келье, и это самое в уныние и в скуку Вас приводит. Но св. отцы иначе о сем разсуждают. Они говорят: седи в келлии твоей, и та тя всему научит. Когда бы и Вы разумно сидели в своей келье, то не только не чувствовали бы скуки, но обрели бы и удовольствие душевное, а вместе с сим и Царствие Божие внутрь себя. Но Вы отыскиваете оное часто вне себя. Ибо если без дела в чью келью пойдете, бездельное и встретите; и если у кого ненужное спросите, то ненужное и услышите; а посему седи более в келлии твоей, и та тя всему научит доброму! Справедливо разсуждаете Вы, что и при всем желании быть хорошею, а делается и думается нехорошее; а посему советую Вам прочитать внимательно в Добротолюбии, в конце 3й части, 24е слово св. Петра Дамаскина, в коем увидите в начале и свое положение, и вразумление что подобает творити.

За сим усердно желаю Вам милости Божией, и преуспеяния в послушании и отвержении своей воли, и остаюсь навсегда недостойный Игумен Антоний.

17 Мая 1854 г.

227. Мир из своей души изгоняет сам человек

Христос посреди нас!

Давно полученное мною приятное письмецо Ваше побуждало меня к ответу на оное, но столь усилилась болезнь в ноге моей, что лишила меня сил к письменным упражнениям, за что простите немощи моей, и примите хотя и позднюю по времени, но всеусерднейшую благодарность за письмецо оное Ваше, которое не столько утешило меня, сколько опечалило тем, что и в тихом пристанище обитая, обуреваетесь Вы не менее плавающих по морю. Мы с Вами оба тяжко страждем, но я в страдании своем ощущаю мир мног в душе своей, а Вы ропотливостию своею выгнали его из себя вон. Вы пишете, что Вы и не по месту тут, и что в другом месте лучше будет Вам; но это одно лишь внушение противника, усиливающагося вытащить Вас от истинной пользы ко мнимой. Куда бы мы с Вами ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным душам везде земной рай, так несмиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри оной и в своем сердце, обвиняя себя во всем и считая от души себя недостойною пользоваться тишиною, и Н. Н. холодность приписывая себе, за неблагоговейное и непочтительное и слишком дерзновенное объяснение и обхождение свое с нею. Вы знаете характер овечки Христовой, о которой в похвалу сказано: ни преречет, ни возопиет! И Вы, аще хощете видети дни свои благи, удерживайте язычек свой. А если это говорю Вам не по душе, то прошу Вас простить мне.

У нас в обители святой, 29 Октября скончался, после непродолжительной болезни, от внутренняго воспаления, иеродиакон и со всеми христианскими напутствиями и в памяти до последней минуты исхода. Коему даруй, Господи, вечный покой со святыми. Наконец и то будет, что и нас с Вами не будет! А до тех пор даруй нам, Господи, усердие ко исправлению себя, чтоб не только утешались нами люди, но и Ангели бы радовались! Чего как себе, так и Вам от души желаю, и до смерти и положении во гроб остаюсь с любовию моею к Вам Вашим богомольцем недостойный Игумен Антоний.

15 Ноября 1857 г.

228. Не призывайте смерть, ибо никто не знает своей загробной участи

Приношу Вам всечувствительнейшую благодарность мою во-первых за святую любовь Вашу ко мне грешному; потом благодарю Вас за все писания Ваши приятныя мне, равно благодарю Вас и за усердю Ваше: за все оное спасет Вас Господь Бог! Не сомневайтесь, любезная матушка, в любви моей к Вам; ты веси, яко люблю тя. Многие сомневаются, что я нечувствителен и непризнателен; но Бог лучше видит, нежели люди. Не думайте и о том, будто пустыня причина Вашей болезни, тоски и скорби. Св. Давид указывает, откуда проистекают скорби. Он говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих. А посему грешный человек хотя бы жил в Петербурге, или Москве, где разных утех бывает по самыя уши, он и там от досады и тоски, повеся голову, с презрением смотрит на все окружающее. Не желайте смерти, как развязки; ибо каждому человеку неизвестно, какая ожидает его участь за гробом; посему гораздо будет лучше словами Святаго Давида умолять Господа Бога: не возведи мене Господи, во преполовение дней моих! Итак, простите мне матушка, и Вас да простит Господь во всем. И сим сократи, остаюсь к Вам навсегда с сердечною любовно моею и с почтением благожелательным богомольцем и всенижайшим слугою недостойный Игумен Антоний.

19 Января 1851 г.

229. В первый год иночества человек часто тоскует