«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

238. Поступая в обитель, необходимо осознавать, с чем сопряжен этот шаг

Приношу Вам благодарность мою за святую любовь Вашу ко мне недостойному, и за приятное мне писание Ваше. В день Ангела Вашего я вспомянул Вас молитвенно, и потом поминал за чаем, и мысленно поздравлял Вас, и желал Вам здравия, благодушия и спасения. Также и во святом Храме нашем помянули Вас за службою, и вынули о здравии и спасении Вашем просфору, которую во утешение Ваше и посылаю Вам, и прошу принять ее и кушать; а что буду Вам говорить я, извольте слушать. Вы изъявляете усердное желание побывать ко мне, что и предоставлял я в прежнем письме моем на Вашу волю; и Вы решились было пожертвовать мне утешением своим, чтобы не нарушать безмолвия моего; но потом паки напало на Вас тоже желание, чтоб побывать у меня; а посему что сказано в писании о муже: муж двоедушен неустроен есть во всех путех своих, то же самое должно разуметь мне и о Вас. Вы разсудите о сем: если Вы поедете ко мне и не заедете к родным, они за сие крепко будут скорбеть на Вас; а если заедете, то покажется для них загадкою, чего ради едете, и снова будут недовольны тем. Если Вы желаете только видеть меня, то у Вас есть мой портрет; если желаете слышать от меня каковые советы, то оных немало сообщал я Вам и устно и чрез письма, которыя извольте прочитать, и довольно будет с Вас. Но чтобы не опечалить Вас отказом своим от свидания, то паки предоставляю это на Вашу волю, и как матушка разсудит, так и поступите Вы. Впрочем, я на Вас не сетую, а сожалею только о малодушии Вашем, что и в тихом пристанище обуреваетесь Вы. Если бы Вы поучались во смирении Христовом, и памятовали всегда то, что многими скорбьми подобает внити нам в Царствие Божие, то никакая бы неприятность не возмутила бы Вашей души! Прочтите Вы в постригальной книжке Оглашение к постригаемой, которое начинается так: виждь чадо, какова обетования даеши Владыце Христу! Где, наконец, сказано и ею: ибо алкати имаши и жаждати и наготствовати, досадитися же и укоритися, и уничижитися, и иными многими отяготитися скорбьми; что в свое время непременно и с Вами должно быть; и егда вся сия постраждешь, тогда не смущайся в своем духе и не мысли, зачем я пошла в монастырь, я бы и в доме своем могла жить покойнее, но радуйся во страдании своем, яко мзда твоя многа будет на Небесех! По сему указанию и располагай свою жизнь, безусловно во всем повинуясь настоятельнице своей, яко Самому Христу.

Все аз пишу я тебе не от раздражительности на тебя, но истинно от сердечнаго соболезнования о твоем теперешнем житье-бытье, и из опасения, дабы враг спасения не порадовался о тебе; а посему пробудись от сна, невеста Христова, и примись с усердием за первое делание свое, подражая овечке Христовой, о которой сказано: ни преречет, ни возопиет! Чего от души богомольчески желает тебе всегдашний сомолитвенник твой,немощный и недостойный И. А.

239. Монастырь – не острог, а келлия – не темница

Сердечно сожалею о житье-бытье и всегдашней нетерпеливости М. Е. Иные боголюбивые иноки и инокини жительство свое в монастыре и постоянное сидение в своей келлии считают великим для себя благом и утешением; так что монастырь считают Царством Небесным, а сидения в кельи считают сидением у Христа в пазухе, и не имеют желания выдти куда нибудь вон, или проехаться куда. Иные же считают монастырь острогом, а келью свою мрачною темницею, и придумывают выдти куда, или проехаться в Москву, или в деревню к родным. А возвратясь в обитель, после такой праздной прогулки, большее смущение ощущают в своей душе; а к этому последнему разряду и М. Е. подходит. Сердечно сожалею, что она живет в обители святой без всякой цели и возлежа руку свою на спасительное рало, и давши пред святым Евангелием обеты быть до смерти терпеливой, не точию зрит вспять, но и на самом деле возвратиться хочет в деревню на свою душевную беду, от которой да сохранит ее Господь Бог молитвами Святых Отец.

21 июля 1864 г.

240. Испрашивайте помощи Божией во всем

Досадно мне иногда бывает не на Вас, а на диавола, что очень часто нашоптывает Вам, говоря; сниди со креста и удались из обители, где покойнее; а Вы отверстым ухом слушаете его, и слагаете внушения его в сердце своем. Но, слава Богу, что лукавые советы его разрушает Господь за св. молитвы молящихся о Вас. Молитесь и Вы, любезная матушка моя, ко Господу Богу, чтоб одна Его святая воля совершалась над Вами. А также молитесь и к Пречистой Его Матери, говоря: не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога, да мя спасет, и вразумит и проч.

11 Августа 1861 г.

241. Праздношатание крайне вредно для души человеческой

Вы пишете, что приходят Вам иногда мысли удалиться куда-либо из обители. Подобныя помышления бывали прежде и со мною; но ныне погибе бегство от мене. Я такия помышления открывал старцу, и слышал от него вот что: Дьявол, яко лев рыкая, ходит иский, кого поглотити, и нападает на праздношатающихся, и глотает; что меня крайне устрашило и присадило на одном месте сидеть. Об этом советую и Вам, матушка, подумать.

29 Апреля 1861 г.

242. В молитве сказано «да будет воля Твоя», а не «да будет воля моя»

Вчерашний день получил и от М. Р. письмецо, из котораго заметил, что на ея переселение из С. воли Божией нет; а она отыскивает свою волю, которая Господу Богу не угодна. А посему прошу Вас передать ей от меня, что если хощет она видети впереди дни свои благи, то непременно и неотложно должна она возвратиться в С. без досады, и с глубоким смирением должна она просить прощения за свое безразсудное стремление у своей Госпожи Игумении, у прочих стариц и у своих родных. Пусть она со вниманием прочитает Господню молитву: «Отче наш, да будет воля Твоя»! А не так: «Отче наш, да будет воля моя»! И еще пусть прочитает в вечерних молитвах молитву к Божией Матери: «Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет и вразумит». Святый Василий Великой так говорит: «Если кто и в добром хочет исполнить свою волю, чужд есть богоугождения». И прошу Вас все это ей передать, и посоветовать возвратиться вспять. Если же она откажется выполнить, то ко мне бы более не относилась. Может быть, это мое решение и не понравится М. Р. но я и лично ей говорил, что я ея свободы не лишаю, а участи своей иметь в этом не могу, т. е. что бы сказать ей: «Бог благословит»!