«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

5 Июля 1844 г.

236. Поездка к святым местам – утешение

Святый Апостол советует малодушных утешать; а посему исполните свое желание, - съездите в Киев.

Пользу путешествия сего после можно видеть. А проситься должно у Г. Игумении не настойчиво: если на первое слово скажет Вам, - Бог благословит, тогда со благодарением и грядите во имя Господне; а когда услышите, - зачем? ты и так уже там была: тогда с покорностью сидите дома в мирном духе, и своей воли не ищите!

9 Мая 1845 г.

237. В чем человек должен быть подобен пчеле

Во-первых приношу Вам поздравление мое с наступившим новым годом, который да благословит Вас Господь продолжать во здравии и благодушии, и да соделает наступившее новолетие благоприятнейшим по всему. Минувший год проведен был у Вас хотя и не без труда, но задняя должно забывать, но не забывать того, что в Царство Небесное без труда попасть невозможно. Благодарю Вас за писание Ваше приятное мне, которое читая радовался я тому, что Вы начали ощущать пользу пустынной жизни и благодарить о том Бога; а чем дальше будете жить, тем будет множиться преспеяние Ваше, ибо по слову св. Дамаскина: Пустынным живот блажен есть, божественным рачением воскриляющимся! Посему радуюсь я и о благосклонном письмеце родных Ваших; но чтобы вспять к ним возвратиться, сего как погибели души должно страшиться. Но когда они будут приглашать Вас к себе на несколько дней на побывку, как говорится погостить, тогда с благословенья матушки можно побывать к ним, а от них попросить проехать и в Оптину Пустынь; но с тем чтобы без приглашения их с терпением сидеть в келлии своей, и ожидать милости Божией, (ибо Господь Бог волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит), и чтобы путешествие Ваше было не праздною прогулкою и разсеянием ума на разные предметы, но по подобию любомудрой пчелы возвратиться в обитель свою не без пользы, т. е. приобрести благонравие, любовное чувствование ко всем, готовность ко всякому делу благому, смирение в духе, и преспеяние в послушании и быть добрым примером для других; ибо и пчелы, вылетая из улья, собирают доброе не для себя только, но стараются быть полезными и для других.

238. Поступая в обитель, необходимо осознавать, с чем сопряжен этот шаг

Приношу Вам благодарность мою за святую любовь Вашу ко мне недостойному, и за приятное мне писание Ваше. В день Ангела Вашего я вспомянул Вас молитвенно, и потом поминал за чаем, и мысленно поздравлял Вас, и желал Вам здравия, благодушия и спасения. Также и во святом Храме нашем помянули Вас за службою, и вынули о здравии и спасении Вашем просфору, которую во утешение Ваше и посылаю Вам, и прошу принять ее и кушать; а что буду Вам говорить я, извольте слушать. Вы изъявляете усердное желание побывать ко мне, что и предоставлял я в прежнем письме моем на Вашу волю; и Вы решились было пожертвовать мне утешением своим, чтобы не нарушать безмолвия моего; но потом паки напало на Вас тоже желание, чтоб побывать у меня; а посему что сказано в писании о муже: муж двоедушен неустроен есть во всех путех своих, то же самое должно разуметь мне и о Вас. Вы разсудите о сем: если Вы поедете ко мне и не заедете к родным, они за сие крепко будут скорбеть на Вас; а если заедете, то покажется для них загадкою, чего ради едете, и снова будут недовольны тем. Если Вы желаете только видеть меня, то у Вас есть мой портрет; если желаете слышать от меня каковые советы, то оных немало сообщал я Вам и устно и чрез письма, которыя извольте прочитать, и довольно будет с Вас. Но чтобы не опечалить Вас отказом своим от свидания, то паки предоставляю это на Вашу волю, и как матушка разсудит, так и поступите Вы. Впрочем, я на Вас не сетую, а сожалею только о малодушии Вашем, что и в тихом пристанище обуреваетесь Вы. Если бы Вы поучались во смирении Христовом, и памятовали всегда то, что многими скорбьми подобает внити нам в Царствие Божие, то никакая бы неприятность не возмутила бы Вашей души! Прочтите Вы в постригальной книжке Оглашение к постригаемой, которое начинается так: виждь чадо, какова обетования даеши Владыце Христу! Где, наконец, сказано и ею: ибо алкати имаши и жаждати и наготствовати, досадитися же и укоритися, и уничижитися, и иными многими отяготитися скорбьми; что в свое время непременно и с Вами должно быть; и егда вся сия постраждешь, тогда не смущайся в своем духе и не мысли, зачем я пошла в монастырь, я бы и в доме своем могла жить покойнее, но радуйся во страдании своем, яко мзда твоя многа будет на Небесех! По сему указанию и располагай свою жизнь, безусловно во всем повинуясь настоятельнице своей, яко Самому Христу.

Все аз пишу я тебе не от раздражительности на тебя, но истинно от сердечнаго соболезнования о твоем теперешнем житье-бытье, и из опасения, дабы враг спасения не порадовался о тебе; а посему пробудись от сна, невеста Христова, и примись с усердием за первое делание свое, подражая овечке Христовой, о которой сказано: ни преречет, ни возопиет! Чего от души богомольчески желает тебе всегдашний сомолитвенник твой,немощный и недостойный И. А.

239. Монастырь – не острог, а келлия – не темница

Сердечно сожалею о житье-бытье и всегдашней нетерпеливости М. Е. Иные боголюбивые иноки и инокини жительство свое в монастыре и постоянное сидение в своей келлии считают великим для себя благом и утешением; так что монастырь считают Царством Небесным, а сидения в кельи считают сидением у Христа в пазухе, и не имеют желания выдти куда нибудь вон, или проехаться куда. Иные же считают монастырь острогом, а келью свою мрачною темницею, и придумывают выдти куда, или проехаться в Москву, или в деревню к родным. А возвратясь в обитель, после такой праздной прогулки, большее смущение ощущают в своей душе; а к этому последнему разряду и М. Е. подходит. Сердечно сожалею, что она живет в обители святой без всякой цели и возлежа руку свою на спасительное рало, и давши пред святым Евангелием обеты быть до смерти терпеливой, не точию зрит вспять, но и на самом деле возвратиться хочет в деревню на свою душевную беду, от которой да сохранит ее Господь Бог молитвами Святых Отец.

21 июля 1864 г.

240. Испрашивайте помощи Божией во всем