«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

22 Декабря 1856 г.

264. Болезни посылаются нам Господом для вразумления и обретения памяти смертной

Получил я последнее Ваше письмецо, писанное карандашом от 1 Января сего новаго года, которое прочитав, поболел я сердцем моим о падении Вашем (с крыльца)! Что делать, возлюбленное чадо мое, якоже Господеви изволися, тако и бысть! Праведники по семи раз на день падают, и все у них цело; а мы с Вами, если и однажды упадем, встать не можем без помощи других. Так и я, многосогрешивший пред Богом, хотя однажды упал, но вот уже 23 года ежедневно охаю! А Вам падение случилось к смирению Вашему и к научению терпения. Вы не редко ведали, а может быть, испрашивали смерти себе, которой и святые люди ожидают не без страха; а Бог послал Вам правда, что полегче, болезнь, чтоб сим Вас вразумить, что смерть в тысячу раз тяжелее всякаго вывиха и страдания. Посему утешь Вас Господи скорым исцелением, и даруй Вам искреннее желание исправить себя во всем и положить начало благое; о чем и я недостойный одолжаюсь по силе своей молить Господа Бога о Вас.

К сему не мало сожалел я и о некоторых огорчениях Ваших, случающихся с Вами, от которых никто не может быть свободным; а если когда и бывает не на то свобода, то заступают их место нечистые помыслы, первыя, если безропотно переносятся, готовится человеку награда, а за последния, как за произвольныя, вечныя и во ад*? Посему огорчайтесь не за первыя, а за последнии. Прося сего, что бы должно прежде всего, приношу Вам поздравление мое со днем св. Ангела Вашего, и усердно желаю Вам сей святый и радостный день провождать в святости и благоговейной радости и быть всегда здравою и благодушною. Преподобный Угодник Божий в жизни и между многими благими делами имел навык от всякаго человека приобретать для себя назидательные уроки: Бог Вам навык сей усвоит себе, чтоб ни об ком не думать худо, но только себя одну считать хуже всех. За сим испрашиваю Вам от Господа Бога благословение, душевный мир, спасение и исцеление от всех недугов душевных и телесных; и свидетельствую Вам о Христе Иисусе любовь и почитание, с коими и имею пребыть навсегда благожелательным богомольцем Вашим недостойный И. Антоний.

10 Января 1859 г.

265. Огорчение наше подобно малой искорке

Унылое и многогрустливое чадо мое духовное о Господе!

Возверзи печаль свою на Господа!

Прежде всего приношу Вам сегодня поздравление с св. Ангелом Вашим и усердно желаю, чтобы Господь Бог за ея святыя молитвы облегчил все страдания Вашей унылой души!

Потом приношу Вам сердечное благодарение мое за почтенныя письма Ваши, по прочтении которых и мое сердце исполнилось немалой грусти, не столько о мнимых скорбях Ваших, сколько о малодушии и нетерпении Вашем! Св. Иоанн Лествичник сказал: горе иноку (горе и инокине), если они потеряют терпение; каковое горе и Вы нередко испытываете; ибо какия бы ни были огорчения, оне подобны малейшей искре, т. е. если плюнешь - потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень, и все доброе устроение в человеке истребит; а раздувание это составляется от многомыслия, например: «Сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось», и пр. и пр. нерезонное.

Св. апостол Павел, во многих страданиях и искушениях проведший жизнь свою, говорил: не постиже нас искушение, точию человеческое, а не более. И препод. Нил Синайский вот что написал: «Если желаешь войти в Небесное Царствие, то желай себе скорбей; ибо кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что врата узки». Посему, чем малодушествовать и смущаться тебе, и всякую пустошь придумывать во вред своей душе, советую тебе, голубушка моя, почаще молиться Богу, глаголя: Господи, даждь ми терпение, великодушие, и кротость. А о... монастыре не думайте; ибо он выстроен не для Вас.

Вы любите, чтобы мне дольше к Вам писать, а посему испросите мне у Господа Бога побольше иметь и времени и сил, а теперь оными оскудел я непреподобный! Почему и заканчиваю мое это письмецо с нижайшим поклонением, прося прощения за все.

1859 г.

266. Духовный отец одною рукою по голове гладит, другою же строго наказывает