«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Жизнеописание Шевскаго старца Парфения читал и я, но с великим огорчениеи; ибо увидел я в ней себя, что я только одно голое наименование монашества имею на себе, без добрых дел. Сочинил эту историю Киевской духовной академии Ректор о. архимандрит Антоний, а поправлял ее во многом, сам Митрополит.

8 Октября 1856 г.

Порадовался я о том, что Вы заботливо занимаетесь поправлением ветхостей по обители своей, и по подворью в Москве. То же самое и о. архимандрит Никодим в своей обители делает; равно и мой духовный старец, бытюшка отец архимандрит Моисей, безпрерывно каждый год то старое возобновляет, то вновь воздвигает строения. А мне, неключимому рабу , нечем похвалиться пред Вами, кроме умножившихся немощей; ибо телесная храмина моя год от году все ветшает, которую по давнему жилищу моему в ней, хотя ежедневно подкрепляю я, то ястием, то питием различным, то медицинскими средствами подпираю иногда: но как ветхое ни подкрепляй, как ни подпирай, все оно более и более ветшает, и к совершенному разрушению сближается!.. И когда это с моей храминой телесной случится, тогда окажите Вы, батюшка, милость к бедной и безответной моей душе, да не препрена будет воздушными мытари!

29 Июня 1858 г.

Вы, достопочтеннейший батюшка, в письме своем ничего не упомянули мне о состоянии здоровья своего; но за то от видящих Вас слушал я, что Вы заметным образом немоществуете, ибо лице человека как зеркало, выказывает болезненность, которой прикрыть нельзя; о чем сердечно и соболезную я, и всегда молю Господа Бога о Вас, чтобы обегчил недуги Ваши, и подкрепил силы Ваши в несении креста, или тяжкого бремени - начальствования в святой обители, возложеннаго на Вас; ибо не точию должно настоятелю носить немощи немощных, но и спасает их, а потом еще и отвечает за них пред Богом; а ныне братия такая: о спасении души им и не говори, а иначе наживешь себе от них беды!

Я с этой стороны, по милости Божией, свободен, но за то болезни телесныя не только не покидают меня, но и зело множатся. Вот я в минувшее воскресенье пред св. постом понудил себя сходить к литургии и потом к вечерни, чтоб со всею братиею в храме проститься, а как братии у нас более двух сотен человек, то в ногах моих такая сделалась сильная боль и воспаление, что я с великим трудом дотащился до келлии своей; и лекарь, осмотревши мои ноги, сказал, что если я еще сделаю принуждение к стоянию церковному, тогда медицинския средства не избавят меня от антонова огня; посему усадили меня теперь безвыходно в келлии, и я во весь пост ни разу не был во храме, и службу по триоди вычитывал в келлии не стоя, а сидя. Что делать? Надо что-нибудь за грехи свои терпеть, лишь бы вечно не мучаться по смерти! Впрочем, благодарение Господу Богу, чувствую себя поотраднее, ибо могу и сидеть свеся ноги, а прежде и сей не имел возможности. Теперь я употребляю лекарства при строгой диете - кашицу одну без соли, которая хотя и обезсилила меня, но ногам стало лучше. Не посетуйте на меня, Бога ради, что я слишком распространился неуместным рассказом о себе, ибо я, при личном свидании с Вами, любил сообщать Вам о себе и приятное и неприятное.

7 Апреля 1859 г.

Отправляя книги к Вашему Высокопреподобию, я не имел в мысли своей, чтобы воспользоваться за оныя каковым-либо возмездием, но утешался тогда тем, что оныя приняты были Вами благосклонно; так и я в теперешний раз, принял усердие Ваше с сердечным блародарением, и с мысленным лобзанием благодеющей мне святой десницы Вашей, и оное употребляю на покупку книг, которых у меня хотя и весьма много, так, что если и десять лет безпрерывно день и ночь читать, то всех не перечитать; но оными стараюсь пополнить здешнюю нашу монастырскую библиотеку, в душевную пользу для всей братии; и если кто читая оные вразумится на доброе, и спасет свою душу, то за сие и моей убогой душе будет польза, т. е. награда от Господа Бога, если не обманываюсь я в том!

6 Сентября 1860 г.

Имена всех родных Ваших вписал я в веденой свой синодичек, для вседневнаго поминовения на келейном псалтирном чтении, и на канонах заупокойных; ибо и св. апостол Иаков, брат Божий, советует молиться друг за друга. Мы будем поминать, как умеем на земли, а отшедшия души будут поминать нас на Небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся об нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и по Евангельской притче, просят св. Авраама, послать к нам в дом какого нибудь праведнаго Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.

9 Ииюля 1863 г.

К сердечному прискорбию моему получил я уведомление от Зосимовских сестер, что Вы, с половины минувшаго Августа, сделались паки тяжко больными; о чем весьма возболело сердце мое! Ибо исполнено оно благоговеющей к особе Вашей любви, и все скорбныя искушения с Вами опечаливают оное; а наиболее то опечаливает, что в Боровске нет искусных лекарей, а притом и Вы якобы имеете какую-то уклончивость от лечения, чего одобрить нельзя; ибо здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а разтраченное возвращать медицинскими средствами; но ради Христа не посетуйте Вы, что Судию судим мы, т. е. Вас! Впрочем, даруй нам Господи радость, услышать приятное, о возвращении Вам здравия.

За сим, преклоняю главу мою к стопам Вашим, и смиренно прошу святых молитв Ваших, и благословения, и остаюсь до скончания своего к святой особе Вашей, с душевным благоговением моим, любовию о Господе, и с сердечным благодарением за великия милости Ваши, благожелательным сомолитвенником Вашим, и всенижайшим слугою, недостойный Игумен Антоний.

3 Сентября 1863 г.