«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

8

Всечестнейший и Достопочтеннейший Батюшка Отец Исаия. Благословите! Неожиданная оказия подала мне приятный случай писать к Вам, чрез Вашего знакомаго г. Николая Александровича Мотовилова, с которым мы в Воронеже на одной квартире покоились. И не почудись, любезный батюшка, тому, что я чрез 24-х-летнее безмолвие пустился плавать по житейскому морю: ибо нужды врученной мне Обители вынудили меня в Странствие сие, и я за пользе Обители и за Спокойствие всей Братии решился всю тягость неблаговремяннаго путешествия взвесить прежде на Своем хребте, и поучится ради Христа просить Милостыню – ходя из дома в дом и переезжая из Града во Град; труд этот по видимому хотя и не велик, ибо где и чаем попояти, а где и головку помоют... и естли б не Христовы Слова утешали меня – что больши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя, то кажется и невозможно бы всех прискорбий встретивших меня на пути сем перенести. Но достигши Богоспасаемаго Града Воронежа, где Господь Бог сподобил меня поклонится Великому Чудотвор. Святителю Митрофану, и лобызать Его Святыя и Цельбоносныя, и неизреченнаго благоухания исполненныя Мощи, и принесть Ему мое недостойное моление как о себе самом, купно и о всех – в числе коих и о Вас – да сподобимся Его Святыми и Всесильными Молитвами часть со Святыми получити! При раке Его Святой, я столь великое ощутил в сердце Своем утешение, что все забыл прискорбия свои; истинно, Великий Он Угодник Божий, и скорый в скорбех помощник! И можно кажется без погрешения Блаженными тех назвать, которые с верою притекают к Нему, почему и я недостойный благодарю Бога сподобившаго меня сей великой милости!

От всея души благодарю Вас Батюшка за любезное и многоприятное писание Ваше, и за изображенное в нем соболезнование о участи моей; прошу Вас Батюшка не оставлять меня и впредь словом утешения, которое мне недугующему вместо бальзама бывает.

Отселе я сего дни отправляюсь на Курск, а от туда буду держать путь свой чрез Тулу в обитель, в которую уповаю не ближе достигнуть как во второй половине ноября.

За сим поручаю себя Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих и остаюсь к Вам навсегда с истинным к Вам уважением и любовию.

Ваш всенижайший Послушник и всегдашний богомолец недостойный Иг. Антоний.

Земно кланяюсь.

Октября 23-го 1840-го года. Воронеж.

9

Ваше Высокопреподобие!

Всечестнейший, Достопочтеннейший, и Милостивейший Отец мой и Благодетель

Батюшка Отец Исаия!

Давно имел сердечное желание писать к Вам моему Отцу, но случающияся немощи, а наипаче окружающие ныне обстоятельства лишали сего удовольствия, ибо от избытка приятных удовольствий – уста неудержимо глаголют, а от умножения скорбных наведений и витийствующий язык – больше помалчивает. Может быть Вам уже известно, что я ради многих и тяжких грехов своих из Скита сослан на поселение – при Граде Малом Ярославце – в Черно-Острожской штатной монастырь, в коем с 6-го Декабря и водворяюсь до ныне; но не подумайте Батюшка, чтоб новое место и новое звание изменило меня в Духе к Вам? Ей нет! Я все тот же нерадивой грешник – что и прежде; а честь Игуменская не на дыбки меня подымает, но к земли главу мою склоняет. Я великой сан сей с такою радостию принял – как бы кто честолюбивой лишаем был онаго; ибо, во всю мою жизнь никогда столь горько не плакал, как при разлуке со Святым моим Отцом и Благодетелем, с которым 24 года пребывал вкупе. О теперешнем же моем новоселье тоже могу сказать, что древле Св. Давид о Израильтянах находившихся в плену у вавилонян сказал: Тамо седохом и плакахом! вот и я почти ежедневно болезную сердцем моим при воспоминании о первом моем жительстве, а взирая на настоящее редко остаюсь без слез, и когда нечувственное дерево при пересадке с одного места на другое болит часто, а иногда и засыхает, то возможно ли человеку с чувствительным сердцем быть нечувствительну? Для ведения Вашего донесу Вам – Всепочтеннейший Батюшка: врученной мне монастырь – есть штатный, в полном смысле сего имени, при самом городе /без промежутку/ на большой почтовой Московской дороге, кельи настоятельския мною занимаемыя – окошками на оную в растоянии 10 или не более 15 сажен, так что всякой идущей и едущей виден и разговор емщиков пьяных слышен, так что и очи и уши мои наполняются всякою нечистотою; Братии 20 человек, на коих в течении года покупалось по две бочки сивухи, а пиво варивали сами (и сие неложно); Чин Церковной службы отправлялся по скору, и ради облечения по очередно на прим. если кто сего дни был у утрени то после того 5 дней почивал, а в день седмый схаживались на славословие вкупе; настоятель – предместник мой в монастыре и третий части года не проживал а когда и бывало то более упражнялся внешними занятиями около монастыря, а посему братия жила по подобию всегда празднующих! А праздник Рождества Христова с такою радостию был встречен что все Овцы не сказавшись Пастырю разбрелись по граду славить или прямее сказать безславить Христа, так что на крилосе не кому было сказать и Господи помилуй, почему на другой день все врата монастырския запер чтоб Овцы мои на прежнюю пажить не разбрелись. Первые три месяца провел я один с несказанной печалию, и на все взирал с заплаканными очами, так что от частых воздыханий и груд стала болеть, и лишился было и сна и апетита: но батюшка Отец Игумен по любви и милости своей отделил ко мне из своего братства человек десяток весьма благонадежных и с ними то теперь при помощи Божией за Ваши святыя молитвы начинаю вводить в штатной обители пустынной общежительной чин, и весь теперешней подвиг мой в истреблении хищничества и во изгнании ангела сатанина – бахуса, с которым разстаются не без слез, однако по субботам и воскресным дням по рюмочке во утешение плачущих подношу, а в новь поступающим ко мне в есенции сей отказываю. К сему скажу, что по смерти моего предшественника безначалие продолжалось три месяца, и какие были припасы все истощились или выменяны на горилку, ибо лишась добраго Пастыря – кроме сей нечем было себя и утешить, и когда еще продолжилось безначалие то Бог весть чтобы и было? вот в какое Братство я попал! Более же всего стесняет мое сердце воображение о слабости моего здоровья и не способности к начальствованию, да еще оставленной долг на монастыре до 30 т.р. и храм Соборный во имя великаго Чудотворца Николая 16-т лет выстроенный и до сих пор не освященный. Пересказавши Вам от многова – весма скудное о моем бедном и горестном житии, теперь мысленно повергаю себя к Святым ногам Вашим, и со слезами прошу: Отче Святый! пролей о мне рабе твоем моление свое ко Господу Богу чтоб возложенной от Него крест укрепил меня несть, и не попустил ежедневно погружаться в мучительном унынии, а также спасая других не дал обезнадеживаться в собственном спаcении, ибо я по благости Божией хотя не во пламени, но по подобию вверженнаго во оной грешника из глубины души взываю к Вам моему Аврааму: устуди язык мой, т.е. даруй сердцу страждущему слово утешения, коего буду ожидать с искренним желанием! Желал всю сию хартию изписать в... к Вам, но сердце отягоченное печалию не дает продолжать, простите! Честь имею поздравить Вас со Святою, но уже и преполовившеюся Пасхою Христовою, которую по многолетном праздновании на земли да Сподобит Воскресщий Спаситель имеете воспраздновать и на небеси в невечернем дни Царствия Божия. Поздравляю Вас и с другим Праздником со днем Тезоименитства Вашего, которое даруй Господи встретить и совершить с радостию о Господе и в душевном спокойствии. А вместе с сим желанием поручаю себя Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих и остаюсь навсегда к Высокопреподобнейшему лицу Вашему с благоговейнеешим уважением моим и с покорностию.

Всенижайший послушник Ваш и всегдашний богомолец малоярославецкаго, Николаевскаго Черно-Острожскаго Монастыря недостойный Игумен – и купно раб неключимый многогрешный брат Ваш Антоний. Земно кланяюсь простите!