«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

При сем от искренней любви моей к Вам усердствую Вам в день Ангела Вашего, богодухновенную книгу Св. Давида, Псалтырь,- которую прошу Вас принять, и меня грешнаго поминать. Даруй, Боже, Вам, по слову Св. Давида, сказанном в 33-м псалме, благословлять Господа на всякое время; и выну хвалу Его иметь во устех своих! И если любите дни свои видеть благи, т. е. приятными для своего сердца, то должны всегда язык свой удерживать от зла, и устне свои еже не глаголати льсти - ибо льстива человека гнушается Господь,- и памятовать, что близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет!

Вот все, возлюбленное чадо мое, что мыслил передать Вам на день Ангела Вашего. Если слишком много сих уроков для Вас, то, хотя по силе, сколько можете, старайтесь усваивать себе полезное.

После сего, скажу Вам еще и то, что Ваше искренне и примерное благорасположение ко мне недостойному весьма чувствительно мне; ибо Вы по примеру учеников Павловых, если бы нужно мне, не точию очи свои дали бы, но и души своей не пожалели бы,- которую действительно по Бозе и вручаете мне, или, прямее сказать, в недостойном лице моем вручаете оную Самому Христу Богу, в назидание и во спасение! Может ли другой какой презент быть превосходнее сего? Посему более и не заботьтесь о других каких подарках, которые только обременяют мою душу и лишают ее свободы; а притом, благодарение благодеющему мне Богу, всего у меня с излишком много и потому лучший для меня будет подарок в день моего Ангела, когда увижу вас смиренными в духе и послушливыми во всех, каковой подарок не мне только, грешному, но и Самому Христу Спасителю нашему будет приятен, как вдовичины две лепты!

14. Главное — не боязнь людской молвы, а страх Божий

Душевно благодарим мы Вас за святое и частое воспоминание Ваше об обители нашей и об обитателях оной. Равно и мы ежедневно воспоминаем о Вас в недостойных молитвах наших пред Господом Богом, испрашивая на Вас и на вселюбезнейших деточек Ваших святое благословение Его и вразумление на дела благая. Но мне очень совестно пред Вами в том, что мы очень скудны и делами благими и словами назидания, но благоговеющая любовь Ваша христианская не точию прикрывает нравственные недостатки наши, а еще и доброе находит в нас убогих; а посему - награди Вас Господи за святое смирение Ваше!

Вы, между прочим, уведомляете о том, что, живя в таком великом и пространном граде, чувствуете пустоту и тесноту, т. е. тесно отвсюду, ибо между окружающими Вас знакомыми, и ближними, и родными - не всех видите благомыслящими и духом Христовым водимыми. Что делать! Справедливо сказано Св. Давидом о нынешняго времени людях, что от праваго пути уклонились, вкупе неключими быти, несть творяй благостыню, несть до единаго. Но, невзирая на то, что все почти неключимы, советую Вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т. е. ограждать себя крестным знамением и при ястии и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякаго дела, ибо крестом ограждаемии врагу бывают страшни, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т. е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут, или подумают о нас.

9 Января 1862 г.

Приветствую моим всеусерднейшим поздравлением Вашего вседражайшаго супруга с Монаршею милостию, чем все мы, убогие старцы, заочно порадовались и душевно пожелали, чтоб, имущим им сие, и еще дано было и преизбыло. Но более всего радуемся о том, что Господь Бог любит Вас, и, за благоговение Ваше пред Ним, и за смирение в духе пред клевреты, святыя имена ваша вписана у Него на небеси в книгах живота вечнаго. С каковою великою милостию Божиею к Вам и приветствую Вас моим всеусерднейшим поздравлением.

15. Раздражение и пустое времяпрепровождение — из худших пороков наших

Вы пишете, что небрежно жизнь свою проводите, и подвержены бываете частой раздражительности. На лень и небрежность один ответ: кто в этом пред Богом не грешен! А в разсуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинския средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи; ибо мягкое слово более имеет силы. А посему и ты, возлюбленная моя, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язычек свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти; ибо и то и другое вредно, наиболее - себе.

А на Ваши вопрошения, возлюбленный мой N. N., недоумеваю что Вам и сказать! Вы обвиняете себя в том, что тупоумны стали. Это может быть от того, что Вы оскудели очень своими финансами. А когда бы в изобилии были у Вас деньги, да деньги, да и еще деньги, тогда были бы Вы министром народнаго просвещения... а без денег и умные люди, подобно Вам, сидят повеся голову и поджавши руки, не делая ничего. А чтение духовных книг советую Вам не оставлять; ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годоваго издания, и останется навсегда в памяти. А шахматная игра служит для потери времени, которое и без оной игры теряется у нас немало; лучше от нечего делать заняться от скуки фортепиано, для котораго я иногда покупывал и духовныя пьесы, и оными дарил девиц. И если бы был я в Москве, то и для Вас купил бы весьма хорошую и чувствительную пьесу: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный аз, трепещу страшнаго дне суднаго...» которою и наигрались бы Вы, и нарыдались в волю, а может быть и в страх Божий пришли бы от сего, котораго якобы не имеете Вы.

Ноября 1859 г.

В день тезоименитства Вашего Господь помог мне совершить святую Литургию и молебен Великомученице, на оных и Вас всех воспомянуть. А после обида пред вечернею ходил я на кладбище, и там на гробе блаженной Е. А. отправил панихиду, ибо св. Апостол Павел советует воздавать всем должная, т. е. живым петь многа лета, а усопшим - вечная память. Так я и выполнил.

16. Лучше правды ничего нет