«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Прошу извинения, что за раз не ответил на вопрошения Ваши; ибо при безпрерывной болезни своей еще и безпрерывные посетители лишают меня свободы писать. А посему ответствую только ныне на первое вопрошение по поводу уклонения Вашего от подписи одобрения М. П., в чем Вы весьма добросовестно поступили. Но высказав эту справедливость, должно опасаться, чтоб не потерять дружбу их, и не подпасть мщению их. Впрочем лучше пострадать за истину радуяся, нежели мироволить и кривить душею своею из человекоугодия. Но вот искушения с Вами случаются другаго рода,- что Вы иногда в дружеских беседах с своими родными, или знакомыми делаете себе свободу в шуточном тоне высказывать то, что бывает не только неприятно, но и обидно выслушивать. По поводу сему получил я недавно записочку от С. М, которую и решаюсь приложить при сем не для досады Вашей на нее (или на них) и прибавления упреков, но для удержания себя от празднословия, от котораго невозможно избежать греха, как и святый Давид советует, говоря: чадо, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язык свой! А вместе с сим смиренно прошу простить мне, что осмелился написать Вам о сем.

Вы изъявляете скорбь свою о неплатеже оброчных денег крестьянами, о чем и я сердечно сожалею, но помочь этому горю - не знаю, чем. Но вот тяжкое горе, что самые лютые и непримиримые враги Поляки готовятся варварски истребить всех православных Россиан, против которых должно всем единодушно готовиться, и нам - к отражению, кто грудью, кто имением, а кто усердными молитвами, и просить и молить Господа Бога: заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, всех Твоею благодатию, и отврати от нас праведный Свой гнев.

10 Августа 1863 г.

17. Каждый человек есть образ Божий, посему и чтение нужно выбирать душеполезное

Сердечную приношу Вам благодарность мою за святое послушание Ваше, за которое в свое время многую мзду воздаст Вам Господь Бог, а в настоящем времени благословит Вас миром, т. е. внутренним спокойствием в духе и радостию спасения!

Благодарю Вас за присланную копию, которую прочитывая, посумнился было я, и подумал: не прямо ли Вы с моего письма переписали? Но, увидя небольшое несходствие, поверил, что писано на память, которую даруй, Боже, усердие Вам употребить в пользу для души своей. А посему усердно прошу Вас, как искреннаго друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных.

И вот что пришло мне на мысль предложить Вам: не угодно ли Вам прочесть Четь-минею, т. е. Жития Святых весь год? Я бы Вам свои книги стал присылать для прочтения. Впрочем, предлагаю о сем, не стесняя Вашей свободы, но из любви и благожелания к Вам, ибо и болезную о Вас, дондеже вообразится в Вас Христос! Многие живописцы изображают на иконе Христа, но редко поправляют: так христиане суть одушевленные образы Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа. Посему и я болезную, т. е. с болезнию сердечною молюсь о Вас ко Господу, дабы вообразился в Вас образ Христов, кроткий, смиренный, послушливый! О преображении таковом позаботьтесь и Вы, чадо мое, чтобы со дня Преображения Господня, с которым Вас поздравляю, соделаться лучшими, и быть образом кротости и смирения, чего от всей души богомольчески Вам желает И. А.

18. Гневливость и нетерпеливость — вот от чего нужно избавляться поскорее

На счет раздражительности своей, должно всеми мерами стараться удерживать себя, дабы не приобресть себе несчастнаго навыка ко гневу, каковый несносный порок не столько заметен бываеть в себе, сколько виден он в других, и гневающиеся всуе повинны бывают геенне огненной. А посему да сохранит Вас Господь Бог от порока таковаго обоих!

Вы ублажаете меня за избежание из мира от суеты сует. Впрочем и я, так как и Вы, не без креста; ибо каждому человеку, в каком бы он ни был быту, от Бога дан свой крест, который должно всякому с детскою покорностию ко Отцу Небесному несть; поелику от малодушия и нетерпения легче не бывает. И когда, по слову св. Апостола Павла, спасется жена чадородия ради; то и муж спасется же. А посему, возлюбленне, не унывай, а на Господа Бога уповай, Который того ради и сотворил Вас, чтоб спасти Вас.

30 Сентября 1854 г.

Отца И. поминаю я, и прошу ему от Господа помощи и заступления, а о том, что его перевели в другую келлию, не унывал бы он; ибо и епископов переводят с одной епархии на другую, а мы и кольми паче должны повиноваться начальникам, и ни в чем не искать своей воли, но Божией воле всецело предаться, и благо будет.

19. Кто как о себе мыслит, тот так мыслит и о ближних своих

Почтенное писание ваше, в конце минувшаго февраля писанное, я получил исправно, за которое и благодарю Вас всеусерднейше. Уведомление Ваше о прибытии к Вам дорогаго гостя и о гощении его у Вас огорчило меня до болезни - от воображения, сколько Вы выслушали от него неприятностей. У иных людей язык бывает тростию Святаго Духа, т. е. назидательным и утешительным, а у других - язык произносит слова диавольския, раздражительныя, до болезни разстраивающия слушающих. Что сам (не в укоризну сказать) замечал я нередко и в словах Т. В., о чем и жалел всегда, а поправить его не находил никакой возможности, ибо всякое стороннее слово принимал он для себя в дурную сторону. А по тому нет нам инаго средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу. А клятвы его опасаться не должно, ибо клятва изрыгается от злаго духа, а не от человека, а потому страха онаго вражия не должно бояться и смущаться, яко с нами Бог.