«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

51. Епитимия любимому духовному чаду за непочитание родителей

Возлюбленное о Господе чадо мое духовное, и друг сердечный! Мир ти!

Чрез строки сии приношу Вам сердечное благодарение мое за приятное посещение Ваше, за откровенность, за преданность, а наипаче за безмерную любовь Вашу и веру; так что я и сам премного удивляюсь, чем я в столь короткое время приобрел все сие от Вас без всякой со стороны моей заслуги, будучи преисполнен всяких недостатков и погрешностей; но Вы, не взирая ни на что, и не разсуждая о том, что я великий грешник, разумеете о мне не точию как о хорошем человеке, но как - стыдно сказать - о святом. А посему, о жено, велия вера твоя! И сия велия вера твоя - спасет тебя! Не посетуйте на меня грешнаго за то, что худо и недостаточно соответствую Вам. Что делать! Аз же нищ есмь и убог, но Господь воздаст Вам за мя.

После сего, чувствительно благодарю Вас, чадо мое возлюбленное, и за писание Ваше, и за всю откровенность, и за сообщение о своем страдальческом положении, о сем и душею и сердцем моим болезную, и всегда молю Господа Бога о помощи и заступлении Вашем, говоря: заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Вы, по искренней любви своей ко мне и по вере, просите от меня, как от добраго и разсудительнаго человека, слово утешения; а я на сей раз, по жестокосердию своему,- простите мне, решился, для пользы и вразумления Вашего, написать Вам слово обличения.... Ведь и отцы не тогда только бывают отцы, когда детей по голове гладят и балуют, но и тогда именуются отцы, когда вразумляют и наказуют чад. И я много снисходил слабостям Вашим в надежде, что Вы будете исправны во всем, или, по крайней мере, смиренны в духе, но не тут-то было! Вот и при теперешнем посещении Вашем и выезде из обители, чем бы быть Вам в духе своем мирными, довольными, благодарными, радостными, что Бог утешил Вас и сподобил пробыть в обители святой восемь суток, а Вы, как будто обиженныя и недовольныя, расплакались неутешно, сердились, досадовали и жаловались. И на кого же? На своих людей, на сестриц, на матушку! Не стыдно ли Вам, любезный друг мой, так несмиренно поступать? Многие добрые люди, если и на часок побывают у нас в обители, как они после того относятся довольными, благодарными, а Вы, и неделю пробывши, отправились от нас с нахмуренным челом! Не знаю, что мне теперь с Вами делать? Где искать суда?! Для успокоения Вашего в духе, хотя и принял все погрешности Ваши за собственныя, но признаюсь, немирствие Ваше к матушке, и не обдуманныя и резкия слова опечаливали душу мою всегда, и сердце мое как будто морозом подирали, так что больно бывало все оное и видеть и слышать. Если б Вы сколько нибудь постигли важность и величие лица родительскаго, тогда, может быть, не таковы были бы к ним. Они, т. е. родители наши по Бозе - бози наши суть... И не дивитесь Вы сему, ибо Сам Дух Святый устами Давидовыми наименовал их так: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго! Посему-то и повелевает Бог заповедию Своею чтить отца своего и матерь, и обещает нам за сие почтение в награду - благо, которое и будем мы вкушать не на земле только - временно, но и на небеси - вечно. И так, любезнейшая, правду ли я говорю, что Вы в поступках своих против благочестивой родительницы своей вовсе неправы? Или вздумаете еще оправдывать себя? Я думаю, что за все погрешности Ваши противо матушки своей, необходимо нужна для Вас епитимия, о чем Вы меня когда-то и прашивали, и вот для пользы своей, и для смирения, не отрекитесь принять ее, а именно: Господи благослови! И у матушки своей со смирением и со слезами испросите прощения во всех своих грубостях и непослушании к ней. 2е: не проситесь у ней ко мне, и других не напрашивайте просить ее о том, но когда она сама без предложения сторонняго скажет Вам: съезди в обитель к батюшке! - тогда, как бы от Бога услышавши повеление, поспешите пожаловать к нам в обитель, где и меня увидите попрежнему с тем же добрым сердцем к Вам, как и прежде. Может быть епитимия таковая и неприятна будет сердцу Вашему, но Вы неоднократно уверяли меня, что все сказанное приемлете от меня как от уст Божиих: почему уверение таковое и докажите мне на самом деле, дабы был я удостоверен в истинном и не лестном расположении Вашем ко мне недостойному.

За сим усердно желаю Вам милости Божией, душевнаго мира, здравия и спасения, и преуспеяния в послушании и отсечении своей воли, и навсегда остаюсь с истинным высокопочитанием моим к Вам и с сердечною любовию моею благожелательным богомольцем Вашим И. А.

52. Епитимия не только для послушествующего, но и для налагающего ее тяжела бывает

Господь Бог благодатию Своею да простит все согрешения твои, и я недостойный властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих! Будьте спокойны и мирны в духе своем!

Епитимия Ваша не легка была и для меня. Ибо и лекаря, когда у больных вырезывают из членов гниль, от жалости болят сердцем, но делают это, чтоб спасти человека. Так поступил и я, чтоб спасти душу Вашу.

Посему не считайте меня лиходеем своим. Ей! люблю Вас всей душой! Я не запретил Вам свидания со мной, но чтоб это было по воле Божией без напоминания и убеждения Вашего. Бог и прежде прошения Вашего, устами матушки, исполнит Ваше желание, и научит Вас смирению и послушанию и почитанию благочестивой родительницы, и св. молитвами ея во всем Вам поможет и спасет душу Вашу. Желал бы беседовать с Вами и более, но не имею ни сил, ни времени. И так прости, возлюбленное чадо мое! Посылаю Вам для здравия просфору святую и вербу свою. Будьте и Вы, яко отроцы, победы знамения носящии. И. А.

53. Отсечение собственной воли может дать человеку крылья, но это очень сложно осознать и еще сложнее осуществить

Вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя, уповай на Бога! Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь! Т. е. в сии священные дни великаго праздника Пасхи Христовой, в которую вся тварь веселится и радуется, должно и нам с Вами веселиться, радоваться, благодушествовать и благодарить Бога о всем; а Вы, мой друг, огорчаетесь всем, и унываете. Неужели епитимия причиною всегдашняго уныния и огорчения Вашего? Если это так, то я не связываю свободы Вашей; живите попрежнему, и будьте покойны в духе своем. Епитимия оная наложена для душевной пользы Вашей, ибо Вы в прошедшие дни жизни своей тогда только бывали покойны и веселы, когда исполнялось все по Вашему, но надобно же когда-нибудь поучиться свою волю оставлять без огорчения, для воли Божией, о чем я и прежде Вам говаривал, что когда имеете желание вступить в поприще иноческой жизни, то должно предъобучать себя, ибо вся иноческая жизнь должна состоять в отсечении своей воли. Притом же Вы уверили меня, что Вы все принимаете от меня как от Бога, по слову Его: слушаяй вас, Мене слушает. И так, если искренно желаете Вы иметь свободу от страстей и от всех недугов душевных, и хульных помышлений, и научиться смирению, то должно совершенно волю свою, а с нею и всю непокаряющуюся гордыню, исплевать и потоптать собственными ногами; чрез что обновится яко орля юность твоя, и из человека своевольнаго и грешнаго соделаетесь Ангелом Божиим, или, по крайней мере, малым чем умаленными от Ангелов, т. е. без крыльев. Если, по слову св. Димитрия, Ростовскаго Чудотворца, дать деве крыле, будет она Ангел! И так прости, возлюбленное чадо мое, и не браните меня. При личном свидании мы с Вами обо всем с любовию поговорим. За сим простите, и будьте все здоровы, и до меня по-прежнему ласковы, о чем смиренно просит и молит Вас богомолец Ваш И. А.

54. Исполнение добрых намерений откладывать не стоит

Сердечно пожалел я о том, что давнее делание Ваше не увенчалось успехом, как говорится: и рад бы в рай, да грехи не пускают; а более сего та причина, что, когда можно бы было ехать и доехать, но, по принятому навыку, добрыя намерения откладываются вперед от одной недели до другой, от одного месяца до другаго, и таким образом проходят и годы; а потом, если и вздумают исполнить давнее желание, уже встречают невольныя препятствия, что самое, видится, и с Вами случилось. Но слава Богу, что Вы живы и здоровы, и есть надежда, что Вы обет сей или желание готовитесь выполнить в грядущую осень; в чем и да благопоспешит Вам Господь за святыя молитвы молящихся о Вас. Равно и любезнейшая сестрица Ваша подобна Вам,- не удосужилась пожаловать к нам. Что делать? Суета сует многих держит у себя в плену.

15 июля 1855 г.