Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

- Но чтобы глубоко познакомиться с христианством, нужно этого очень захотеть, приложить какой-то труд. Кроме того, нужно иметь возможность с ним познакомиться. Что может послужить начальным толчком к тому, чтобы молодой человек ревностно пожелал узнать суть христианства, и как он может это сделать?

- Это уже пути Божии, пути Его Промысла. Как небо отстоит от земли, так Мои пути отстоят от путей ваших, - говорит Господь (Си. 55, 9). Как Господь уловляет душу человека - это каждый раз тайна. Вначале, как правило, в душе возникает неудовлетворенность своим внешним положением и всей этой материальной жизнью, и желание чего-то высокого, светлого, красивого, мудрого. Человек начинает искать. В конечном итоге оказывается, что это светлое и прекрасное есть Господь.

Это понимается не сразу. Сначала ищущий хочет увидеть это в другом человеке, в частности, как известно, для молодых очень важная сторона жизни - любовь. Святитель Феофан Затворник говорит, что это вполне естественно, поскольку человек - это самое прекрасное творение Божие, самое высокое, что есть на земле. Но, тем не менее, человек - существо немощное, и ищущая душа все-таки до конца не удовлетворится ни человеком, ничем другим. Может быть, с помощью человека, через человека она поймет Бога, ей облегчится путь к познанию Бога, но пока душа не найдет Самого Бога, она не успокоится.

Жажда чего-то высшего побуждает человека к поиску: он читает книги, ищет людей, которые могут ему что-то рассказать. Сейчас открыты храмы; нужно пойти в храм, подойти к священнику, задать вопросы. Если кто-то стесняется подойти к священнику, то в любом храме сейчас можно встретить молодых людей, интеллигентных, образованных, которых можно расспросить, и, я думаю, всякий ищущий найдет (МФ. 7, 8). Рано или поздно каждый ищущий Бога находит человека, который ему расскажет о Боге. И пример этого человека - не столько даже слова, сколько пример его добродетелей - скажет очень о многом.

- Батюшка, к слову сказать, я знаю интересный случай, когда пример простого сельского пастыря повлиял не только на людей, которые с ним непосредственно общались, но и на многих их знакомых. Мы с моими друзьями тогда уже верили в Бога, но в голове, как говорится, была каша. Например, один из моих друзей, достаточно авторитетный для меня человек, когда мы говорили о православной вере, сказал: "Ну, что сейчас: надеть крестик и ходить? Это будет для меня как-то неестественно". Он тогда вернулся из армии, поступил в институт, и, как это обычно бывает, студенты поехали в колхоз, в глухую деревню. Там был храм, и мой друг еще с одним юношей пошли поговорить со священником. Эта беседа произвела на них огромное впечатление.

После этого, при первой же нашей встрече он сразу стал рассказывать об этом священнике, о том, какие у него удивительно чистые глаза, - таких он больше никогда ни у кого не видел. Потом он много раз ездил к этому батюшке, хотя это было достаточно далеко, впервые там причастился. Постепенно в одной только нашей студенческой группе образовался целый кружок людей верующих, которые поддерживали друг друга на пути к Богу и постепенно стали людьми церковными; также и наши друзья с других курсов, и даже некоторые преподаватели.

Оба молодых человека, которые беседовали тогда со священником, и некоторые их друзья приняли священный сан; моя близкая подруга стала супругой священника, другие девушки уехали в святую обитель. Все это было во многом благодаря батюшке из сельского храма, который сумел раскрыть суть православной веры молодым, вполне современным людям.

- Я тоже расскажу совершенно удивительную историю обращения к Богу одного человека. Однажды к священнику приехал молодой человек и сказал: "Батюшка, я приехал Вас поблагодарить". "За что?" - удивился священник. "За то, что Вы обратили меня к Богу". "Как же? Я совсем тебя не помню и не знаю". "Ну Вы-то меня не знаете, зато я Вас знаю. Я служил в армии, наша часть располагалась недалеко отсюда. В один из воскресных дней я зашел в храм - просто проходил мимо и мне стало интересно. Раньше я никогда не думал о Боге. В храме совсем никого не было, только один человек пел на клиросе. И вдруг Вы вышли и стали произносить проповедь - в совершенно пустом храме, - меня Вы не видели, потому что я стоял за колонной. Это меня так поразило! Поразили даже не ваши слова, а то, как Вы говорили, и то, что Вы говорили в пустом храме. Я понял, что Вы действительно во все это верите и что, если Вы говорите, даже когда Вас никто не слышит, значит, в этом есть какой-то смысл. Я был глубоко потрясен. После этого я очень о многом задумался, постарался прочитать Евангелие, теперь хожу в храм и приехал специально, чтобы Вас поблагодарить".

- Батюшка, как пастырь Вы, наверное, часто сталкиваетесь с таким явлением: церковные благочестивые люди жалуются на то, что, несмотря на все их усилия, их дети отходят от Церкви. Даже те дети, которых родители с младенчества водили в храм, причащали, приучали к молитве, став подростками, почему-то начинают отходить от Церкви. В чем корни этого явления?

- Действительно, такие жалобы мне как священнику приходится слышать чуть ли не ежедневно. Это большая трагедия для родителей. С одной стороны, это явление в какой-то степени естественное. Когда человек взрослеет, он начинает о многом задумываться, критически оценивать то, чему его учили, и уже сам желает выбрать дальнейший путь. Здесь определяется, с Богом он или его начинает привлекать мир сей. Молодому человеку этот мир кажется неким царством праздника, радости, различных удовольствий. Юноша еще не знает их обратной стороны, платы за все это, то есть страданий: от молодого человека это сокрыто.

С другой стороны, я считаю, что если дети отходят от Церкви, то в этом всегда есть вина родителей и наставников. И важно осознать свою вину, осознать ошибки, - для того, чтобы их не повторять.

Многие родители сами недавно обратились к Богу. У нас потеряна преемственность, нас не воспитывали благочестивые папы, мамы, бабушки, дедушки. Наше поколение само где-то находило книги, какими-то окольными путями приходило к вере, к Церкви. И многие из тех, кто нашел смысл жизни в вере, тем не менее, не имеют духовного опыта - не только опыта воспитания своих детей в вере, но и вообще опыта воспитания самих себя. Их познания о вере поверхностные, недостаточные для того, чтобы еще кому-то их передать.

Конечно, учить своих детей хотя бы тому, что знаешь сам, это обязанность родителей. Но недопустимо навязывать детям свои взгляды, свое понимание христианства. Для того, чтобы проповедовать, нужно знать предмет проповеди; чтобы учить других людей доб-родетелям, нужно эти добродетели иметь. Поэтому необходимо смиренно сознавать свое недостоинство, свою недостаточность для того, чтобы даже своих детей учить благочестию. И, когда человек будет так смиренно подходить к делу, будет сознавать свои ошибки, он не постесняется попросить у своего ребенка прощение за какую-то грубость, за какую-то педагогическую ошибку. Мне кажется, дети это поймут.

Гораздо больше вредит детям, и особенно подросткам, насилие над ними, когда силой заставляют верить в Бога, ходить в церковь. Нужно очень тонко искать пути к душе ребенка; нужно сделать так, чтобы посещение храма для него было желанным и радостным. Я не согласен с теми, кто совсем не водит своих детей в храм, считая, что они сами сделают свой выбор, когда вырастут. Это большая ошибка. Хочет ребенок слушать или нет, надо находить слова, находить пути проповеди ему Евангелия. Другое дело, что это нужно делать очень мудро и очень чутко.