Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Совершенная вера - это любовь к Богу. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Христианин, духовно здоровый, не делает греха не потому, что его кто-то накажет, а потому что боится оскорбить любящее его Существо, - вот это действительно вера.

- Но Что же такое Бог. Какие качества присущи Ему?

- Бог есть Личность. Бог есть Существо. Сущий, - называет Ветхий Завет Бога. Бог существует, следовательно, Он не абстракция, Он обладает присущими Ему качествами. Эти качества - премудрость, благость, всеведение и прежде всего любовь. Это самое главное Его качество: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Бог выходит за границы материального мира, за границы чувственного мира, Его нельзя потрогать, увидеть, услышать, но Его можно почувствовать сердцем, можно полюбить. Если мы не видим Бога, это не значит, что Его нет. Это значит, что наше сердце недостаточно зрячее.

Господь говорит: Я путь и истина, и жизнь (Ин. 14, 6). Господь есть жизнь. Для христианина Бог - реальность, Личность. Мы не только верим в Бога, мы знаем, что Он есть, мы любим Бога, мы общаемся с Ним в молитве. Как человек говорит с человеком, так душа говорит с Богом, ищет волю Божию и получает ответы, чувствует, что Бог - Существо великое и прекрасное.

Человек имеет бессмертную душу, созданную по образу и подобию Божию. Душа, как существо духовное, стремится к Богу, и этим объясняется то, что люди, даже неверующие, испытывают какую-то смутную тревогу, неудовлетворенность всем земным, желание чего-то высшего. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит, что во всех гениальных произведениях великих художников, музыкантов, поэтов звучит тоска по вечности, тоска по чему-то прекрасному, высокому, в конечном счете, - тоска по Богу. Но гении земли, возбуждая в человеке эту тоску, не дают ответа о том, как достигнуть Бога, как прийти к Богу. Ответ на это дает только Евангелие, только христианство.

Человек, который не молится, и не понимает радости молитвы, Бога действительно не знает, хотя, может быть, верит в Бога. Для такого человека Бог - абстракция. По мере углубления в духовную жизнь, по мере вхождения в нее через молитву все больше и больше открывается перед человеком Бог. Бог - это откровение. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16), - говорит Он. Он выходит к нам первый, Он встречает нас на разных перепутьях жизни, только мы должны открыть Ему свои сердца, и тогда войдет в наше сердце это дивное чудо - Господь.

- Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28), - именно так сказал апостол Фома, осязав раны Христа, т. е. он обратился к Богу, стал говорить с Ним.

- В познании Бога важен опыт живого общения с Ним. Недостаточно просто слышать или читать о Боге, необходимо обратиться к Самому Спасителю. Человеку неверующему, но ищущему Бога святитель Феофан Затворник советует даже обратиться к Нему с такой молитвой: "Господи, если Ты есть, откройся мне". Знаю по себе, что такая молитва бывает очень сильной. Может быть, не сразу это произойдет, но Господь услышит и откроется.

- Батюшка, что бы Вы пожелали нашим читателям?

- Конечно же, богатства веры, потому что вера в Бога есть бесценная жемчужина, которую человек ищет всю жизнь, и где бы он ни искал ответов на самые сокровенные свои вопросы, нигде, кроме Христа, кроме святого Евангелия, он их не найдет.

Религия радости

Творец и создание, небо и земля, плоть и дух... Как может сочетаться в человеке жизнь тела и жизнь души? Многие сейчас приходят к вере, но, по недостатку духовного опыта, не всегда могут найти правильные ответы на волнующие их вопросы, не знают, как поступать в тех или иных ситуациях. У человека бывают минуты радости, минуты счастья, и есть опасность в эти минуты забыть Бога. Как должен вести себя христианин, чтобы избежать этого?

- Бывает радость плотская, бывает радость духовная. Христианство есть религия радости, и в Священном Писании христианам дана заповедь: всегда радуйтесь. Вернее, сказано так: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 6-17). То есть радость рождается от молитвы, как и вообще от исполнения заповедей Божиих.

Радость мирская - благополучие, достаток - не всегда способствует радости духовной. Поэтому Святые Отцы древности, люди, достигшие вершин духовной жизни, советовали иногда удаляться от мирской радости, от радости сытого желудка, потому что, когда человек теряет контроль над ней, она переходит в страсть, в нечто нездоровое. Когда человек живет только земными радостями, желая ублажить свою плоть, насладиться зрелищами и т. д., - такого человека называют плотским.