Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Дальнейшее развитие этого недуга ведет к тому, что, видя праведного человека, он начинает преследовать и гнать его, как поступили фарисеи, ненавидевшие Господа нашего Иисуса Христа. Целью их жизни было преследовать Господа, и они преследовали Его до тех пор, пока не убили, пригвоздив к голгофскому Кресту. Так же и современный фарисей преследует рабов Божиих именно потому, что их жизнь, их праведность и добродетели не соответствуют пониманию фарисейскому. Он хочет насадить свое, так называемое "евангелие от фарисея". Можно сказать без преувеличения, что все еретики и раскольники являются фарисеями. К великому сожалению, многие из право-славных также преданы этому недугу.

А пророчество свт. Игнатия таково: в последние дни засилье фарисеев настолько увеличится, что истинные рабы Божии вынуждены будут искать отдаленный уединенный Назарет, подобный тому, в котором спрятался Господь, скрываясь от Ирода. Насколько это сбывается, смотрите сами.

- Как этого избежать? Как вовремя заметить в себе признаки фарисейства?

- Если основа фарисейства - тщеславие, то основа правильной духовной жизни - смирение, желание исполнения во всем воли Божией. Этого можно достичь, исполняя заповеди Божии. Поэтому прежде всего надо изучать евангельские заповеди, читать книги Святых Отцов, общаться с рабами Божиими и целью своей жизни ставить богоугождение через исполнение заповедей Божиих. Если человек идет по этому пути, очень скорбному и трудному, он достигнет этой цели. Фарисеем становится тот, кто с этого пути рано или поздно сворачивает и вместо воспитания в себе смирения и прочих добродетелей отравляет себя тщеславием, ведущим к возрастанию и закоснению пороков.

- Может ли измениться внутренний настрой человека благодаря внешнему благочестию?

- Внешние дела вряд ли могут исправить человека, если он внутренне не трудится над собой. У каждого человека есть совесть. Когда человек слушает свою совесть, которая есть голос Божий, то никакие философии, никакие общественные мнения, даже никакие Кораны, если человек родился магометанином, не помешают ему прийти ко Христу и спастись.

Если человек хочет жить по своей воле и не слушает голоса совести, то этот голос постепенно заглушается, греховная воля всегда находит оправдание. Человек находит удовольствие в такой жизни, но на самом деле это удовольствие для тела, а душа омрачается, и страдания увеличиваются. Преподобный Нил Мироточивый пишет, что грех - это альфа, а уныние - это омега. И это уныние переходит в вечную муку, становится нескончаемым.

Фарисеи - это люди, поправшие свою совесть, а вместе с тем поправшие закон Божий, сочинившие свой закон. Либо человек живет в противоречии со своей совестью и постоянно ею уязвляется, не имеет душевного мира и даже не имеет понятия о душевном мире, либо он принимает на себя труды по исполнению велений совести, несет труд покаяния, делания заповедей и постепенно спасается.

- Если человек сознает что его духовный настрой неправильный и хочет его переменить, то возможно ли для него это?

- Пока такое желание существует, есть и надежда. Но мне кажется, что фарисейство - это такое состояние, когда человек, считая себя праведным, уже не сознает своей беды. Состояние фарисея весьма тяжелое и мрачное. Он уже находится в связи с дьяволом, а там уже совершенно другая философия. Не исключено, что есть такое состояние, из которого выйти уже нельзя. Об этом пишет прп. Иоанн Лествичник: "Как ни страшно об этом говорить, но некоторые люди покаяться уже не могут".

- Почему в пустынях египетской, эфиопской, иорданской, где некогда православное монашество достигло наивысшего расцвета, сейчас либо нет христианства, либо распространены еретические учения?

- Ответ на этот вопрос дан в одном из патериков. Ученик спросил старца: "Что делать нам, чтобы монастырь наш процветал?" Старец сказал: "Если вы будете исполнять предания старцев, заповеди Отцов, то монастырь никогда не разорится, и всегда это место будет святым". Мы видим, что монастыри, основанные прпп. Пахомием Великим, Феодосием Великим и другими Отцами, сейчас разорены и там процветает злочестие - ересь монофизитства2. Значит, постепенно насельники этих обителей перестали соблюдать предания старцев, впали в нерадение, отошли от ревности первого христианства, от подлинного монашества и заболели недугом фарисейства. А когда человек становится фарисеем, то его понимание духовной жизни извращается и переворачивается. Как следствие, извращается понимание монашества, и от человека остаются одни одежды - никакой евангельской жизни, никаких добродетелей, никакого духовного совершенства там нет.

- Некоторые православные люди считают, что не нужно знать в тонкостях учение Церкви. Нужно ходить в храм, причащаться. Такие люди читают Символ веры и не очень задумываются над его содержанием. А как на самом деле, действительно ли нужно знать догматическое учение Святой Церкви и в какой мере нужно его знать?

- Мы имеем заповедь еще из Ветхого Завета: Возлюби Господа Бога всем сердцем своим (Мф. 22, 37). Но любить нечто такое абстрактное, неизвестное невозможно. Поэтому, чем больше мы знаем Бога, тем больше мы любим Бога. В Ветхом Завете Богопознание не было совершенным, а в Новом Завете Бог вочеловечился, приблизился к нам. В новозаветной Церкви богопознание, даруемое человеку, более совершенно. И вот чем больше мы знаем Бога, тем больше мы любим Бога, а чем больше мы любим Бога, тем более ревностно мы служим Ему и исполняем заповеди Божии.