Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Что касается Великого поста, то на первой и на Страстной неделе есть, конечно же, можно. Постную пищу. Тот, кто имеет здоровье, может попробовать и не есть. Хотя больше одного дня не есть я все-таки не советую, потому что нужно учесть и свое здоровье, и свои занятия связанные с работой.

Лучше всего решить свои вопросы с духовником. Есть заповедь Священного Писания: С советом все твори. И хотя старцев, может быть, сейчас и немного, но духовники есть. Конечно, бывает так, что нет и духовника или нет возможности к нему обратиться. Тут уж человек сам себе назначает меру, но я советую лучше немного недобрать, чем перебрать. И, как говорит святитель Игнатий, правилу постоянному нет цены, а когда человек берет правило выше своих сил, то рано или поздно оставляет всякое правило и впадает в нерадение.

Результатом неумеренного поста может быть и то, что человек вообще покинет Церковь. Я такие случаи знаю: один иеромонах питался только одним Причастием, а в результате вообще ушел из Церкви и стал атеистом. Это трагедия! Главное - поститься так, чтобы не терять сил, не терять бодрости, не терять способности к молитве. Пользуйтесь теми советами, которые вам удалось прочитать или услышать, но лучше всего - советы духовника!

"Я не таков, как прочие человеки"

Святитель Игнатий пророчествовал, что в последние времена будет очень развит недуг фарисейства. Эта болезнь свойственна человеку всех времен, но в наши дни она возрастает. Каким образом человек становится фарисеем?

- Прежде всего, о самом фарисействе как явлении. Многие страницы Евангелия посвящены спору Господа нашего Иисуса Христа с фарисеями, обличению Господом этого недуга. Почему? Ведь мало кто из фарисеев услышал Господа и покаялся. Но Евангелие вечно, и его слова обращены к людям всех времен. Черты фарисейства в какой-то мере присущи каждому из нас, и мы должны увидеть их в себе. Можно сказать, что наша жизнь - это борьба между новым, духовным человеком и фарисеем - ветхим человеком. Кто победит в этой борьбе, пока еще неизвестно. К великому сожалению, есть множество случаев, когда человек, ревностно начавший духовную жизнь и всем сердцем стремящийся к Богу, со временем впадает в нерадение, у него происходит переворот в мыслях, внутренних стремлениях, и постепенно, сам того не замечая, он становится фарисеем и лицемером. Вместо угождения Богу он начинает угождать людям, а в конечном итоге самому себе.

Главная черта фарисея - это лицемерие, которое порождают лукавство, ложь и самообман. В основе всего этого лежит недуг тщеславия. Человек становится фарисеем, когда ищет славы не от Бога, а от людей. Он перестает служить Господу и исполнять Его заповеди. Вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, он живет по мудрованиям человеческим и учит этому людей, его слушающих. Страшно сказать, но в итоге фарисей перестает понимать Евангелие, извращает его.

Дальнейшее развитие этого недуга ведет к тому, что, видя праведного человека, он начинает преследовать и гнать его, как поступили фарисеи, ненавидевшие Господа нашего Иисуса Христа. Целью их жизни было преследовать Господа, и они преследовали Его до тех пор, пока не убили, пригвоздив к голгофскому Кресту. Так же и современный фарисей преследует рабов Божиих именно потому, что их жизнь, их праведность и добродетели не соответствуют пониманию фарисейскому. Он хочет насадить свое, так называемое "евангелие от фарисея". Можно сказать без преувеличения, что все еретики и раскольники являются фарисеями. К великому сожалению, многие из право-славных также преданы этому недугу.

А пророчество свт. Игнатия таково: в последние дни засилье фарисеев настолько увеличится, что истинные рабы Божии вынуждены будут искать отдаленный уединенный Назарет, подобный тому, в котором спрятался Господь, скрываясь от Ирода. Насколько это сбывается, смотрите сами.

- Как этого избежать? Как вовремя заметить в себе признаки фарисейства?

- Если основа фарисейства - тщеславие, то основа правильной духовной жизни - смирение, желание исполнения во всем воли Божией. Этого можно достичь, исполняя заповеди Божии. Поэтому прежде всего надо изучать евангельские заповеди, читать книги Святых Отцов, общаться с рабами Божиими и целью своей жизни ставить богоугождение через исполнение заповедей Божиих. Если человек идет по этому пути, очень скорбному и трудному, он достигнет этой цели. Фарисеем становится тот, кто с этого пути рано или поздно сворачивает и вместо воспитания в себе смирения и прочих добродетелей отравляет себя тщеславием, ведущим к возрастанию и закоснению пороков.

- Может ли измениться внутренний настрой человека благодаря внешнему благочестию?

- Внешние дела вряд ли могут исправить человека, если он внутренне не трудится над собой. У каждого человека есть совесть. Когда человек слушает свою совесть, которая есть голос Божий, то никакие философии, никакие общественные мнения, даже никакие Кораны, если человек родился магометанином, не помешают ему прийти ко Христу и спастись.

Если человек хочет жить по своей воле и не слушает голоса совести, то этот голос постепенно заглушается, греховная воля всегда находит оправдание. Человек находит удовольствие в такой жизни, но на самом деле это удовольствие для тела, а душа омрачается, и страдания увеличиваются. Преподобный Нил Мироточивый пишет, что грех - это альфа, а уныние - это омега. И это уныние переходит в вечную муку, становится нескончаемым.