Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Кроме того, если мы не будем знать учение Церкви, то нас могут смутить, обмануть какие-то еретики, то есть люди, которые искажают учение Церкви, проповедуют лжеучения. Поэтому, хотя знание каких-то догматических тонкостей, может быть, и не обязательно простому церковному человеку, но, во всяком случае, Символ веры надо понимать, а не просто знать его наизусть. Надо понимать, что значит каждое его слово, потому что каждое слово там выстрадано кровью исповедников, мучеников. Все положения Символа веры были открыты Духом Святым Отцам Церкви, которые собирались на Вселенские Соборы именно с целью низложить ереси, восстававшие на православную веру, на правильное учение о Боге.

Святитель Игнатий говорит, что суть любой ереси - богохульство, уничижение Бога, низведение Бога до существа твари. Так, например, одна из первых ересей - арианская ересь - считала Христа не Богочеловеком, не Сыном Божиим, единосущным Отцу, а лишь подобосущным, то есть, как бы высшим из творений, но не Богом. Любая ересь искажает в человеке правильное восприятие Бога, а значит, правильное восприятие жизни по Богу, потому что это взаимосвязано.

Насколько мы правильно веруем, настолько правильно и живем. Если мы искаженно воспринимаем Бога, то и жизнь наша искажена. Для того чтобы любить людей, для того чтобы служить Богу в Духе Святом, нужно правильно верить, потому что только правильное восприятие веры, правильное восприятие догматов научает человека правильной жизни, а правильная жизнь приближает к Богу. Для того чтобы знать, как и куда идти, мы должны знать, какому Богу мы веруем и служим, какого Бога мы хотим видеть, к какому Богу мы желаем приблизиться чтобы соединиться с Ним. Если мы будем это знать, то мы действительно придем к Богу. Если же мы этого знать не будем, то очень легко можем уйти в сторону и совсем погибнуть.

- Батюшка, как и пророчествовали древние Отцы, в современном мире крайне умножились соблазны. Часто называют наши времена "последними". Может быть, вообще в XXI веке невозможно спасение?

- Спасение возможно во все времена. Когда Бог создал мир, Он создал его так, чтобы можно было жить по Божиим заповедям в любое время, в любом месте, в любом народе, любой социальной и культурной среде. XXI век не является исключением. Другое дело, что по мере удаления от времени явления Христа в мир, умножаются соблазны. Соблазны - это то, что препятствует спасению. Изменяющиеся формы общественной, политической, социальной, культурной, экономической, жизни естественно приводят к переменам форм духовной жизни. Христос, Который вчера и днесь Тот же и во веки, и Его Истина неизменными пребудут в веках, но формы выражения Истины и служения ей могут меняться. Могут быть различными внешние выражения форм жизни Церки, хотя по сути она остается неизменной.

Поэтому в истории Христианства мы видим большое разнообразие форм. Как в богослужении Церкви есть части неизменные и изменяемые, также и в жизни Церкви неизменны догматы и заповеди, от которых нельзя отступить ни на йоту. Изменяемы же формы и способы проповеди, направления церковного искусства, строй церковной жизни. Церковь сегодня далеко ушла от времен апостольских, и она совсем не такая, как во времена мучеников. В этом нет зла. Просто земная жизнь переменчива. Православная Церковь и сегодня единая хранительница Истины. Язык же, на котором она говорит со своими чадами, а особенно с "внешними", находящимися в поиске людьми, может и должен меняться в зависимости от внешних перемен. Так что время не препятствует нашему спасению.

Рай добродетелей

Прекрасный рай прекраснейших цветов

в сердцах Своих рабов растит Бог-Слово,

но краше всех цвет заповеди новой -

сладчайшая, святейшая Любовь.

Она сияет светом несказанным

в делах и облике подвижников святых,

в своих наперсниках Иисусовы черты