Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Но человек создан для большего, для радости духовной, для радости в Духе Святом, для той жизни, которую принес нам Господь. Он сказал: "Я пришел, чтоб дать вам жизнь и дать больше" (Ин. 10, 10). Эту жизнь, эту радость христианин черпает в Боге, во Христе; она является от исполнения заповедей Божиих. Поэтому, когда человек воспитывает в себе внутреннего, духовного человека, он приближается к Богу, а чем ближе он к Богу, чем здоровее его внутренний человек, тем больше эта духовная радость. Когда же человек совершает грех, т. е. удаляется от общения с Богом, от путей Божиих, он замечает, что что-то теряет.

Вот, например, пост. Святые Отцы, т. е. те отцы и учителя христианства, которые причисленны к лику святых, говорят, что вообще пост - показатель духовной жизни человека. В наши дни люди очень легкомысленно относятся к посту и считают, что он не обязателен: хочет человек - постится, хочет - не постится. Но человек, действительно любящий Бога, желающий жить жизнью духовной, непременно будет поститься, он не может не поститься, для него пост - это радость, потому что он видит, что от поста проистекает радость. Один из святых сказал так: чем больше утучняется наше тело, тем слабее становится душа, тем она становится менее здоровой, и, напротив, чем больше утончается наше тело постом, тем более утучняется душа.

- А если у человека в жизни все сложилось хорошо: у него есть хорошие друзья, любящая семья, хорошая работа, приносящая моральное удовлетворение и материальный достаток, у него нет проблем, у него хорошая жизнь?

- В моей душе не возникает желания такой "хорошей жизни". Потому что, когда в жизни все так хорошо, слишком хорошо, человек начинает забывать Бога. Получается, как у гадаринских жителей в Евангелии (Мк. 5, 14-17): пришел Бог и оказался не нужен, - у них все хорошо, свиньи пасутся, в домах все благополучно, зачем им Бог нужен? Но мне, как христианину, такая "хорошая жизнь" не нужна, потому что в ней очень трудно найти место Богу; Бог там может присутствовать в виде Евангелия, пылящегося на полке.

Для того, чтобы прервался этот замкнутый круг бесконечных удовольствий, чтобы человек подумал о чем-то другом, о высшем, чтобы среди своей так называемой "хорошей жизни" он вспомнил о жизни подлинной, настоящей, об истинной, настоящей радости, человеку посылаются скорби и страдания.

Но мой жизненный опыт говорит о том, что такой "хорошей жизни" нет вообще, ее не существует, это иллюзия, за которой гоняются люди в этом мире. Они нарисовали себе в мечтах розовые замки, так называемую "хорошую жизнь", и бегают за ними, причем погоня эта порождает множество несчастий и страданий, и это мы видим сплошь и рядом.

Люди в поисках "хорошей жизни" только умножают страдания, а настоящая радость рождается, когда человек ходит по путям Божиим: ведь Господь любит нас, христианин создан для радости, но эта радость - совсем иная, духовная. Я видел многих людей, но с большим затруднением могу назвать кого-то счастливым. Верующим людям, во всех страданиях и испытаниях сопутствует какая-то особая радость, а среди людей неверующих я никогда радости не замечал, ее просто не может быть. Никакого счастья, никакого ощущения полноты жизни не может быть в том человеке, который исключил из своей жизни самое главное - Бога. Что будет, если солнце погаснет? Жизни не будет нигде, все сразу превратится в смерть, а если Бог не будет жить в душе человека, душа становится мертвой.

Любви ради

Мир, который нас окружает, сам человек - удивительное создание Божие... Каким создал его Господь? Для чего? Какова цель жизни человека на земле? Для чего мы пришли в этот мир и чем все это закончится? Вечные вопросы человечества. Не найдя ответов на них, человек не может не считать свою жизнь бессмысленной.

- Бог в ветхозаветные времена через Моисея открыл людям десять заповедей, по которым жил израильский народ. Но вот приходит Христос - приходит для того, чтобы не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), и приносит заповеди блаженств. Многие сейчас стараются соблюдать заповеди ветхозаветные: не убивают, не крадут, почитают Бога, хорошо относятся к своим родителям, сохраняют супружескую верность. Но как научиться жить по заповедям блаженств, оставленным Христом?

- Очень часто мы видим, что люди в Бога верят, как говорят, в душе: стараются не убивать, не грабить, и считают, что этого достаточно. Этого действительно было достаточно для человека Ветхого Завета. Можно сказать, что закон Моисеев в какой-то мере соблюдают и магометане, и иудеи; и христианство, конечно, основано на нем. Никто не отменял нравственные заповеди Ветхого Завета, но после того, как пришел в мир Господь Иисус Христос, от человека требуется уже нечто большее. Как сказано в Евангелии от Иоанна, закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа (1, 17).

Ветхий Завет прикровенно говорил об истине, там не было полноты, там человек не раскрывался полностью, и Бог не открывался человеку полностью - вся полнота жизни в Боге дана в Евангелии. Если же человек, имея перед собой евангельские заповеди, сознательно отворачивается от них, он теряет истину. Что вы скажете о человеке, который дожил до тридцати лет и одевается в детские одежды, играет в игрушки?

Посмотрите, как построена Нагорная проповедь: Господь берет заповедь не убий и дополняет ее так: А Я говорю вам, что всякий злословящий брата, есть человекоубийца (Мф. 5, 22).

Святитель Игнатий еп. Ставропольский в своих творениях вспоминает: в юные годы он считал, что все христианство, вся духовная жизнь заключается в исполнении десяти заповедей Ветхого Завета. Всесвятые заповеди Спасителя он почитал прекрасными, похвальными, но необязательными для исполнения, и только потом понял, как он заблуждался. Поняв это, он постарался стать христианином, монахом и достиг святости.