Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Как связаны между собой подвиг покаяния и подвиг поста?

- Еще у древнего народа израильского, как видно из Ветхого Завета, постом выражалось покаяние человека. В праздники, по уставу Православной Церкви, бывает праздничная трапеза, "утешение братии", а тогда, когда человек кается, он ограничивает себя в пище для того, чтобы душа легче возносилась к Богу. Преподобный Нил Синайский говорит, что подвиг поста имеет целью не доставление себе злостраданий или утеснений, а дан нам Богом для того, чтобы душа получила свободу, получила силу над телом и могла, ничем не связываясь, непосредственно возноситься к Богу в молитвенном воззвании. Поэтому, когда человек действительно кается, он не может не поститься. Посмотрите сами: когда несчастье постигнет человека, или находит печаль, или что-то случилось с близкими, - еда не идет на ум, человек занят другим. Когда человек думает о том, что ему предстоит вечная мука, предстоит наказание от Бога, вечная погибель, - какая тут еда? Но это касается древних Отцов...

А современные христиане, хотя и стараются не есть и не пить по несколько дней, в соответствии с уставом, но я не думаю, что в своем покаянном чувстве они сравнились со Св. Отцами. Святые Отцы считали себя недостойными есть и пить, они плакали о своих грехах, пили слезы и вкушали радость, которая является в человеке от покаянных слез. Они уже не нуждались в пище и питии в той мере, в какой нуждаемся мы.

Пост и воздержание должны быть посильными, должны соответствовать нашему уровню и устроению: для новоначальных - свой пост, для преуспевающих - свой, для совершенных - свой. Но в любом случае пост есть выражение покаяния. Пост - не голодовка, не просто ограничение в еде или во сне, и ценен не сам по себе, но настолько, насколько в результате его у человека являются покаянные чувства. Если человек на ногах не стоит после своих "подвигов", то ему не до покаяния. Такой "постник" становится злым, раздражительным.

Часто приходится слышать выражение "великопостные искушения". Мне кажется, что они случаются все же не потому, что бесы на нас взяли и дружно напали, - мы и так в их власти. Мы не те люди, на которых нападают бесы, т. е., конечно, и нас они не оставляют без своих "забот", но, как сказано в одном из древних патериков, демоны искушают таких людей, как препп. Макарий Великий и Антоний Великий. Мы же искушаемся своими собственными страстями. Если во время поста человек ходит голодный, становится злым, раздражительным, начинает на всех кидаться - вот это и есть так называемые "великопостные искушения". Нужно поститься умеренно, и тогда состояние души будет мирное и радостное. Это приведет человека к молитвенному настрою, явится молитва, а молитва будет рождать покаяние.

- Как же правильно понимать пост в наше время?

- Пост - воздержание души и тела от излишнего. У каждого своя мера, которая обязательно должна соответствовать мере телесного здоровья и возраста. Результатом правильного поста бывает легкость, радость, душевный мир, молитвенный настрой. Когда же человек постится неправильно, результатом бывает раздражение, злость, а вместо смирения - возношение и гордыня. Все то, что приводит нас не к смирению, а к гордыне, Богу не нужно, и для нас больше вредно, чем полезно.

- В период Великого поста мы часто слышим молитву преп. Ефрема Сирина. Столько пороков на свете, но почему преподобный просит у Бога именно целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви?

- В этой молитве заключены самые насущные прошения христианской души. Пороки: уныние, любоначалие, праздность, празднословие - присущи всем, мучают каждого из нас. Святые Отцы сказали, что праздность - начало всех зол, уныние - самая убийственная страсть, а от любоначалия рождаются беды и несчастья. Празднословием же занимается человек, который не живет в Боге, потому что христианин - молится, ему некогда говорить о вещах пустых, он беседует с Богом, он - молитвенник. Поэтому святой Ефрем просит избавить его от этих пороков.

В свою очередь, те дары о которых он просит: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь, - величайшие, драгоценнейшие христианские добродетели. Христианин не может быть нецеломудренным. О смиренномудрии оптинский иеромонах Василий, убиенный на Пасху в 1993 г., в своей проповеди в день Торжества Православия сказал так: "Православие есть смирение, и Торжество Православия есть торжество смирения". Человек, понимающий глубину этих слов, будет искать смирения, как жизни. На смирении основывается и терпение. Без смирения невозможно претерпеть все беды и скорби нашей жизни. Любовь - есть венец всех добродетелей, вершина христианского совершенства.

Но заканчивается молитва св. Ефрема самым важным, прошением: "Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что легче всего спастись, если никого не осуждать, а для того, чтобы этого достичь, нужно видеть свои грехи, свои немощи и недостатки. В этой короткой молитве заключено все, что нужно христианской душе, и в дни Великого поста попросить этого у Бога - вполне естественно и понятно.

- В этой молитве мы просим Бога что-то даровать нам, от чего-то избавить. Неужели человек, стремясь к совершенству, не может сам достичь добродетелей?

- Христианство и отличается от других религий именно тем, что все, что приобретает человек на пути к Богу, он получает от Бога как Божий дар. Человек может очень долго трудиться над стяжанием добродетелей, но если Бог не даст, ничего не будет. Настоящее православное христианство - это именно торжество смирения, это торжество сознания человеком своего недостоинства, и тогда он обращается к Богу и просит восполнить свою немощь. "Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая", приходит и помогает, и все, что мы имеем в нашей жизни и в жизни духовной, мы имеем от Бога. В этом вера христианина. В этом Торжество Православия.

- Почему предпасхальный пост называется Великим?