Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Все кругом ликует, играет, и это не какое-то самовнушение, это нечто, от нас не зависящее. При этом насколько человек знает и уважает христианскую веру, настолько он чувствует эту радость, какое-то ее прикосновение. Православный человек эту радость особенно чувствует и переживает. Поэтому мы все так ждем праздника Пасхи.

Церковная жизнь очень разнообразна: есть Великий Пост, другие праздники помимо Пасхи, - все они наполнены глубоким внутренним содержанием. Для человека постороннего, внешнего все это - просто разнообразные молитвы и песнопения. А для православного человека, который знает суть и содержание праздника, знает событие, вокруг которого возникает празднование, - это сопереживание, соприкосновение, участие в этом событии. Не спектакль и какое-то театральное созерцание, нет, здесь как бы раздвигается глубина времен, и мы становимся сопричастными Входу Господню в Иерусалим, Благовещению Пресвятой Богородицы, Воскресению Христову - Пасхе. Поэтому для нас это реальные, действительные переживания событий. Так что любые праздники для православного человека очень радостны.

- Как правильно духовно подготовиться к празднику Святой Пасхи?

- Во-первых, для подготовки к празднику Пасхи существует Великий пост. В "Огласительном слове" святителя Иоанна Златоуста, которое читается на пасхальной заутрене, сказано: "Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь", - то есть ликуйте вместе те, кто готовился и кто не готовился к встрече великого праздника. Человек, не соблюдавший Великого поста, все равно ощутит праздник Воскресения Христова, радость Пасхи. Но человек Великим постом готовившийся к Пасхе, больше сумеет пережить, больше сможет почувствовать.

А пост заключается не только в том, чтобы чего-то не есть; важнее всего этот пост для души христианина. Пост душевный не менее труден, чем пост телесный. Бывает, что пост в отношении пищи человек иногда не может соблюдать по состоянию здоровья. В этом никакого греха нет: болящему Церковь разрешает ослабить пост. А пост душевный нужно соблюдать всем. Это такой пост, когда человек удаляется от всего, что способствует греховным мыслям и переживаниям. Великим постом он постарается не пойти в гости, в театр, почаще посещать храм, быть усерднее к молитве.

Постом человек призван проводить более спокойную и сосредоточенную жизнь. Но сосредоточиться необходимо не столько на себе, сколько на молитве как на беседе с Господом. Тот, кто пост проводит достойно, к Пасхе приходит уже в определенном состоянии духа. Любая молитва, любой наш шаг (если мы это делаем ради Господа), отражается на нас, изменяет нас, помогает избавиться от греховных слабостей, порочных свойств души и тела. Происходит освящение, облагораживание, восхождение к Богу. И когда человек пройдет путь Великого поста, тогда он достойно встретит радость Пасхи, подобно тому, кто хорошо подготовился к какому-нибудь земному торжеству (умылся, оделся, позаботился о том, как принять гостей, подумал о подарках для них), и когда приходят гости, все у него нормально, все готово.

А когда человек неподготовлен, то бывает так: он с утра просыпается, вдруг звонит телефон: "Вася, мы к тебе в гости едем". Он что-то хватает лихорадочно, что-то достает из холодильника, что-то надевает, наглаживает, и все получается беспорядочно. Гости в конце концов приезжают, но праздник уже немного не тот, праздник испорчен.

На всей земле люди готовятся к земным праздникам, а тем более нужно готовиться к такому событию как Пасха. Внутренняя подготовка заключается в борьбе человека с грехами путем покаяния, осознания каких-то своих греховных качеств и, по возможности, преодоления их. Тогда действительно Пасха - это радость, это награда человеку. Как сказал преподобный Серафим Саровский, любой земной царь в награду своим подданным раздает подарки, так и Бог верующим дает особый, благодатный подарок. Вот такой благодатный подарок от Бога мы получаем в празднике Пасхи.

- Помните ли Вы Вашу первую сознательно и церковно встреченную Пасху? Как и когда это было?

- Да, помню очень хорошо. Я только-только начал ходить в храм, мне даже, кажется, еще не исполнилось восемнадцати. Для меня все было значимо, потому что только-только начинался мой путь к Богу, который завершился приходом в храм. Этому предшествовали долгие поиски, брожения, участие в разных неформальных движениях молодежи. Когда я пришел в Храм, я понял: это то, что я искал. Постепенно все остальное стало отходить в сторону.

В тот день я пришел в храм, но молодежь тогда в храм не пускали. Меня пытались остановить какие-то дружинники. Там стояли бабушки, и я их попросил: "Скажите, что я ваш внук". Меня пропустили, бабушки меня провели, хотя одет я был достаточно экстравагантно. И я отстоял в храме первую свою Пасху.

Меня поразила эта пасхальная служба сама по себе, эта необыкновенная радость. Когда начали читать Евангелие на нескольких языках, я был потрясен и поражен, а когда читали "Огласительное слово" Иоанна Златоуста, я не знал: на небе я или на земле. Такая была радость. Великий пост я соблюдал, но не знал, что на Пасху можно причащаться. Потом пошел домой, разговелся после Великого поста... Настолько все было радостно, что это одно из самых замечательных переживаний того времени.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что эта первая Пасха очень много мне дала в смысле богопознания. Я понял тогда: вот в этой радости нет никакого обмана, все это правда - именно так, как должно быть. Поэтому я очень благодарен Богу за то, что Он дал мне все это пережить.

- Люди на Пасху приходят в храм, в том числе люди нецерковные и даже неверующие. Как таким людям популярно объяснить смысл праздника Пасхи?