Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Преподобный Серафим Саровский говорит, что Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Все, связанное с Богом, наполнено радостью, но некоторые люди, отпав от Бога, лишились этой радости и совершенно извратили свою богосозданную природу. Старец Силуан говорит, что и во аде любовь Божия объемлет всех, но, будучи радостью и жизнью для любящих Бога, она мучительна для ненавидящих его. А прп. Исаак Сирин приводит такое сравнение: когда солнце светит, то людей здоровых оно радует и веселит, а людям с больными глазами оно приносит мучение и страдание. Так же Божия благодать: людей духовно здоровых, праведных, она будет радовать, а людей, духовно опустившихся, потерявших образ Божий в земной жизни, она будет мучить. Так что не Бог виноват, а люди виноваты в том, что любовь и радость, для которых был создан человек, мир, как Божий подарок человеку, они растеряли и погубили сами своими грехами.

- Современный человек, не ведающий спасительной надежды на Бога, не привыкший к терпению скорбей, в трудных жизненных ситуациях почитает за лучшее избавление от них через самоубийство. Но есть ли какой-то рецепт, способ, как избежать этого адского, близкого к смерти, мучения на земле?

- Господь оставил лекарство для больных душ - для душ, которые впали в болезнь греха. Лекарство это называется покаянием. Грехи, которые человек совершает один за одним, или тайные греховные мысли, которым человек предается, развивают в нем определенные черты характера, которые уже называются страстями. Человек, зараженный страстями, - это больной человек, так как страсти мучают его, и он уже здесь, на земле, находится в преддверии ада.

"Через страсти душа связана с демонами", - говорит свт. Игнатий Ставропольский. И мы должны здесь, на земле, разорвать эту мучительную страшную связь. Разрывается она покаянием, посредством Божией благодати тогда, когда человек обращается к Богу за помощью. Но, обратившись к Богу за помощью, человек сам должен посильно исполнять евангельские заповеди и тогда придет Божия благодать и исцелит нас, и еще здесь, на земле, сделает нас жителями неба.

- Батюшка, какой смертью хотели бы Вы сами умереть, при каких обстоятельствах?

- Я, помню, читал в какой-то светской истории, как казнили какого-то заговорщика в древней Франции. Ему предложили выбрать вид смерти, и он выбрал следующий: он попросил чтобы его утопили в бочке с вином. Он там собирался напиться пьным и утонуть. Понимаете, кто какой жизнью жил, тот такую смерть себе и выбирает. Я, как христианин, выбрал бы тот вид смерти, какой Господь мне Сам изволит послать, поскольку смысл моей жизни я вижу в том, чтобы покориться Богу, покориться во всех путях промыслу Божию, чтобы надо мной совершались судьбы Божии и Божия воля. Это для меня величайшее благо, величайшая радость. И смерть бы я предпочел принять такую, какую пошлет Господь, насколько бы она ни была тяжелой и мучительной. Если она будет таковой, значит, я заслужил ее по моим грехам, а если Господь благоволит как-то облегчить ее, подав терпение, подав Свою благодать, то буду благодарить Бога и благословлять Его. Самый лучший вид смерти - тот, который пошлет Господь.

Великая Суббота

И вот она пришла: Великая неделя;

трепещешь вновь, душа, ты совести суда -

мы измениться вновь нисколько не успели,

Господь же вместо нас, безгрешный, пострадал...

Нам Крест Его Честный -

немое обличеное, но нет в тебе, душа, чистительной слезы.

Сознав нечувствие, сознав ожесточенье, послушаем Христов к раскаянью призыв.