Вечный источник бессмертия

Вечный источник бессмертия

Предисловие

Уверься и утвердись в вере, что в Святейшей Евхаристии истинно подается нам Тело Христово и Кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому Таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом и приуготовлением, и благоговением, к этой ли Божественной Трапезе приступая, не затрепещешь? Тогда будешь не много говорить в молитве, но одно повторять: "Помилуй, Господи! Очисти, Господи, не опали огнем, как траву сухую". "Святая святым" подаются, как возглашает на Литургии иерей. И тут будешь удивляться благости Божией, что Тело Христово и Его Пресвятая Кровь нам, бренным и недостойным, подаются в духовную пищу. И от сердца будешь благословлять и благодарить Его за это великое Таинство. И, помня это, будешь исправнее вести себя в жизни, не захочешь осквернить совесть и душу грехами, но всячески будешь стараться жить достойно христианина. Одно это будет отвращать тебя от всякого греха и подвигнет к добру.

Святитель Тихон Задонский

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

Понятие о Таинстве. Различные наименования его. Обетование и установление Евхаристии.

Рассматривая семь спасительных Таинств, XV подаваемых Церковью верующим, мы постигаем благость и человеколюбие Божие, довольно имеем и побуждений, чтобы всегда благодарить и славить Подателя великих даров и любить Его всем сердцем и всею душою. Но благость Божия безмерна, и человеколюбие Господа Спасителя - неисследимая бездна! Посмотрите, какую несказанную благость и любовь явил нам Господь в высочайшем и святейшем Таинстве Евхаристии!

Ибо что есть Евхаристия, или Причащение? Это Таинство, в котором христианин, под видом хлеба и вина, вкушает Тело и Кровь Иисуса Христа для поддержания духовной жизни, для теснейшего единения с Ним и получения вечного блаженства. Так, в этом Таинстве Сам Совершитель спасения нашего преподает нам в спасительную пищу и питие Самого Себя - Свое пречистое Тело и Свою святейшую Кровь. Здесь - вечный источник жизни и бессмертия. Это древо жизни, насажденное среди рая Церкви Христовой, которое вкушающим от него достойно подает бессмертие. Это манна, сходящая с неба и содержащая в себе всякую сладость духовную. Это истинно чудесная пища, по безмерной благости Господа подаваемая нам, странникам этой жизни, в подкрепление и утешение среди подвигов и скорбей нашего странствования и в залог наследия вечной жизни.

Братия! Чем выше тайна, тем с большим смирением и благоговением должны мы размышлять о ней. Никто да не помыслит скудною мерою своего разума измерить безмерную высоту Таинства: здесь необходимы простота веры и чистота сердца, чтобы почтительно созерцать величие тайны. Ведь, по слову Спасителя, только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Бог скрывает тайны Свои от премудрых и разумных мира, и открывает их младенцам (см. Мф. 11, 25). Но кто может похвалиться тем, что он чист и прост сердцем, как младенец?

Чудный тайнозритель Исаия, образно увидев Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного славою ликов Ангельских, в благоговейном страхе воззвал: О, я, окаянный, я умилился, потому что я человек, нечистые уста имеющий,а Царя Господа Саваофа видел очами моими (Ис. 6, 5). Не должны ли так и мы повергаться пред сими святейшими тайнами и Господом Иисусом, сознавая свою нечистоту и недостоинство?

О, сладчайший и премилосердый Иисусе, Боже, Спаситель наш! Ты предлагаешь нам в снедь Свое пречистое Тело и Свою пресвятую Кровь, а мы нечисты душою и телом. И как осмеливаемся простирать греховные взоры свои к Твоим пребожественным Тайнам? Как открываем нечистые уста свои, чтобы говорить о Твоем пречистом и пресвятом Теле и Крови?

Недостойны мы, братия, но дерзаем оком веры взирать на Божественные тайны, уповая на беспредельную благость Господа Спасителя, Который пришел в мир грешников спасти (1 Тим. 1, 15). Он, Благой и Милосердный, не отвергнет приходящих к Нему с верою и любовью. И мы будем беседовать о Таинстве Евхаристии не с кичливой любознательностью, но с простотою веры и с благоговением к Подателю Даров, принимая то, что Дух Святой открыл нам об этом Таинстве в Священном Писании и в писаниях Святых духоносных Отцов Церкви.

Равные наименования этого Таинства

Это Божественное Таинство называется по- разному. Так, оно именуется Евхаристией, что значит "благодарение". Наименование это взято из Св. Писания, ибо евангелист Матфей, повествуя об установлении Господом сего Таинства, говорит: И приняв чаилу и возблагодарив, дал им (Мф. 26, 27). Также говорят о благодарении и евангелисты Марк и Лука (Мк.14, 23; Лк. 22,19). Апостол Павел в Послании коринфянам пишет об установлении Евхаристии: Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, благодарив, преломил (1 Кор. И, 23-24).